Маркетинг в высокотехнологичных компаниях
В настоящее время большинство компаний, работающих на рынке высоких технологий, очень хорошо понимают специфику маркетинга на российском рынке и прошли первый этап становления маркетинговых работ. Все меньше компаний думают в первую очередь о рекламе, а затем о маркетинге. Сегодня наиболее актуальной становится задача превращения заботы о потребителе в смысл ежедневной деятельности не только отдела маркетинга, но и практически каждого сотрудника предприятия.
Областью маркетингового беспокойства является не только сфера деятельности отдела маркетинга компании. Большинство иностранных исследователей вообще не разделяют понятия "маркетинг"; и "продажи", включая продажи в сферу маркетинга. Мы не столь радикальны. И все же, помня классические определения маркетинга (а их более 2000), можно выделить следующие области маркетингового беспокойства:
Как видите, здесь перечислены все основные части бизнеса. Маркетинг беспокоит в них те моменты, которые напрямую или косвенно влияют на удовлетворение потребителей. Основной задачей маркетолога является выработка рекомендаций для топ менеджмента компании о путях повышения эффективности бизнеса через повышение удовлетворенности потребителей. Улучшение информационной среды предприятия, повышение информированности руководства компании, создание маркетинговой базы для принятия управленческих решений являются индикатором деятельности службы маркетинга и едва ли не основным ее результатом. Этот вопрос очень волнует руководителей и владельцев предприятий. Нас спрашивают: "Скажите, какой процент мы должны тратить на маркетинг?";. Ответ на него зависит от многих факторов, среди которых:
Найти оптимальный баланс всех этих факторов - задача сложная, но выполнимая. Безусловно, это первоочередная задача, которую решают топ-маркетологи или мы, как приглашенные консультанты. Информация, техника и технологии определяют сегодня темп развития общества. ИТТ-рынок России - один из самых развитых и грамотных российских рынков. Информационные технологии создают ту структуру, механизмы и процессы, которые определяют сегодня новую экономику в России и во всем мире. Хорошая система маркетинга в компании является рецептом стабильного движения вперед и процветания в условиях сверхбыстрых изменений рынка в информационную эру. Традиционно в ИТТ-рынок включаются так называемый компьютерный рынок, отрасль "Связь" и телекоммуникационный рынок. Конечно, такое деление условно. Телекоммуникационные операторы участвуют и регламентируются в отрасли "Связь", компьютерные компании успешно осуществляют комплексные проекты, а компании, предлагающие услуги в области безопасности, видят свою деятельность гораздо шире. Маркетинг и продвижение высоких технологий значительно отличается от маркетинга других продуктов в силу: Многие исследователи и поклонники этого самого быстрого рынка отмечают также исключительное влияние личности руководителя именно в сфере высоких технологий. ИТ-руководители ведут себя как звезды, чувствуют себя звездами и являются звездами. ИТ-руководители нуждаются в постоянном развитии, позиционируются как публичные персоны и хотят иметь рекомендации для принятия быстрых решений. Ведущая мировая компания-исследователь ИТ-рынка Gartner Group предсказывает его рост до 2003 г. примерно в 4 раза быстрее, чем рост ВВП страны. Это очень хороший прогноз, который не был изменен обескураживающими процессами, которые мы наблюдаем сегодня во всем мире. Сегодняшний ИТТ-рынок демонстрирует тенденцию к увеличению доли сервисов и сопровождения в портфеле товаров и услуг. Объясняется это тем, что телекоммуникации и информатизация имеют целью увеличение эффективности бизнеса и не могут быть рассмотрены сами по себе, в стороне от их роли в бизнесе. А это означает, что для ИТТ-маркетологов наиболее значимым становится именно система взаимоотношений с клиентами (CRM). Именно в системе взаимоотношений с клиентами находится и основной на сегодня путь эволюции маркетологов, работающих на ИТТ-рынке. Часто бывает, что отделы маркетинга высокотехнологичных компаний несколько дистанцированы от поиска и удержания клиентов компании, воздействуя на взаимоотношения с клиентами и заказчиками лишь опосредованно. Связано это в основном с разветвленностью структуры компаний, а также с недостаточно четким пониманием руководителями той роли, которая должна быть предназначена маркетингу. Да, безусловно, на одном полюсе сферы ответственности маркетологов находится реклама, т. е. расходование средств, но ведь на другом плюсе - сбыт, доходы компании. Без понимания комплекса маркетинга невозможно оптимизировать сбыт компании и добиться лучших или даже средних показателей в отрасли. В мировой практике сопоставление практики компании с лучшими конкурентными аналогами отрасли (benchmarking, от английского слова benchmark - геодезическая отметка) становится все более маркетинговым методом повышения эффективности коммерческих компаний. Таким образом, мы видим, что именно в сфере маркетинга находится повышение доходов и эффективности бизнеса. В других публикациях мы рассмотрим специфику маркетинговых исследований и стратегического маркетинга в ИТТ-компаниях, а также методы повышения в них эффективности сбыта (продаж). Автор: Птуха А.Р. Постоянная ссылка на статью:
|