Даже тому, кто черпает информацию о мировой политике только из фильмов про Джеймса Бонда, кое-что известно об Азербайджане. Даже если он сам этого не осознает. В картине "И целого мира мало" речь идет о Кавказе, нефти, икре, интригах, кумовстве, коррупции, интересах крупных игроков, трубопроводах и террористах. Все это играет свою роль также в Азербайджане. Между тем страна уже не получает прежних доходов от икры после того, как Международной конвенцией по сохранению дикой природы был запрещен ее экспорт. Но нефтепровод – это безграничный успех. Он был сдан в эксплуатацию в прошлом году и идет от азербайджанской столицы Баку через Грузию к турецкому порту Джейхан на Черном море.

В 90-е годы азербайджанские политики как эмиссары одного из самых бедных регионов бывшего Советского Союза воспринимались в западных столицах как не слишком приятные просители. Инвестиции в нефтяные месторождения Азербайджана, которые эксплуатируются уже в течение столетия, считались малодоходными по сравнению с якобы неистощимыми резервами Западной Сибири. Лишь американцы уделяли стране некоторое внимание – да и то в основном по причине старого соперничества с Москвой. Однако в эпоху ощутимо сокращающихся ресурсов и возрастающей неуверенности в будущем курсе энергетической политики России европейский интерес к этому региону и соседней Средней Азии в настоящее время растет. Две недели назад в Берлине побывал казахский президент Нурсултан Назарбаев, теперь следом за ним приехал его азербайджанский коллега Ильхам Алиев.

Это совпадение, конечно, неслучайно. Германия как председатель ЕС наряду со многими другими поставила перед собой задачу сформулировать европейскую стратегию в отношении Кавказа и Средней Азии. В Каспийском регионе, где наряду с Казахстаном и Азербайджаном расположена также Туркмения, запасы нефти оцениваются в более чем 100 млрд баррелей. Запасы природного газа там также огромны. Битва за доступ к этим ресурсам давно началась. Активность проявляют Россия, Китай и США. Европа вступила в нее с некоторым опозданием.

Приоритетным для европейцев являлся и наверняка будет являться союз с Россией. Это превращает отношения со Средней Азией и Кавказом в сложный эквилибристический номер. Россия с трудом смирилась с тем, что трубопровод Баку-Джейхан был проложен в обход российской территории. При всем том стратегические интересы Москвы остались в основном соблюдены: российские концерны – и, следовательно, российское государство – своевременно вошли в состав многих зарегистрированных в Баку нефтяных консорциумов.

Серьезной проблемой на обозримый период времени является очевидный дефицит демократии во всех странах региона. Алиев планово унаследовал Азербайджан от отца, Назарбаев, похоже, готовит аналогичную передачу власти своей дочери. В Туркмении, как в советские времена, преемника выбрала правящая элита. Демократические институты во всех этих странах существуют только на бумаге.

В прошлом это не сильно мешало иностранным инвесторам. Между тем примеры Грузии и Украины показали, насколько нестабильны такие формы правления. Поэтому Алиеву предстоит не только предлагать нефть Западу, но и предоставить ему достоверные гарантии по обеспечению политической и экономической прозрачности и прав собственности, а также правовой защиты инвесторов. Только тогда Азербайджан может стать надежным стратегическим партнером.








Постоянная ссылка на статью: