Швейцарские сенаторы согласились обложить молодежные напитки 300-процентным налогом
Они мягкие, вкусно пахнут, забавно оформлены, и к тому же дешевы. А потому алкопопы (алкогольные коктейли, рекламируемые как "молодежные напитки" прим. ред.) привлекают к себе внимание самых юных потребителей. По данным швейцарского Института предупреждения алкоголизма и токсикомании (ISPA), в 2002 году из 40 млн бутылок спиртосодержащих лимонадов 6,5 млн бутылок были выпиты подростками младше 18 лет. Доля самых юных потребителей почти удвоилась с тех пор, как в 1999 году был снижен налог на спиртные напитки. Эта тенденция настолько встревожила сенаторов, что в четверг они согласились 38 голосами против одного (голоса радикала Рольфа Бюттикера) резко повысить налог на алкопопы. В понедельник за работу примется и Комиссия по экономике и долговым обязательствам Национального совета (нижней палаты парламента прим. ред.). Никакой радости у продавцов и импортеров этих напитков такая активность не вызывает. Они заявляют о том, что если Национальный совет последует примеру Совета кантонов, то продажа алкопопов в Швейцарии будет прекращена, так как их цена будет слишком высокой.
"Мы травмированы, говорит Александра Ри, пресс-секретарь Швейцарской компании марочных спиртных напитков (GSSM). Нас шокируют как использованные аргументы, так и сами методы Федерального совета. Конфедерация утверждает, что дополнительный налог призван пополнить доходы государства. Этот аргумент несостоятелен, поскольку мы просто перестанем предлагать этот товар по причине его дороговизны. Вместо того чтобы пополнить государственную казну, новый налог приведет к тому, что казна потеряет деньги. Федеральный совет говорит, что хочет защитить здоровье подростков младше 18 лет. Но закон запрещает продажу алкоголя несовершеннолетним, и это не та мера, которой можно добиться превентивного эффекта. Это просто смешно! В общем, мы считаем, что эта аргументация ввела в заблуждение и парламентариев, и народ".
Компания лелеет идею провести референдум в случае, если новый налог все же будет введен. Об этом говорит Даниэль Колле, вице-президент Швейцарской федерации производителей спиртных напитков. Он, как и Рольф Бюттикер, говорит о несовместимости такого налога с европейским законодательством, а также с положениями Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Он также сомневается в достоверности данных ISPA о масштабах потребления алкопопов подростками. Даниэль Колле не считает, что алкопопы предназначены специально для самых юных граждан. Как и Александра Ри, он полагает, что это дело юстиции и родителей следить за тем, чтобы несовершеннолетние не потребляли алкоголя. "Сладкий вкус нужен не для того, чтобы замаскировать вкус алкоголя, но для того, чтобы смягчить его", говорит он.
Хольгер Шмид, заместитель директора ISPA и руководитель группы, проводившей в 2002 году опрос среди 10 тысяч швейцарских школьников, думает иначе. Для него очевидно, что алкопопы рассчитаны именно на юнцов. По меньшей мере 23% потребителей - несовершеннолетние. Особенно распространен этот напиток среди девочек. Сахар маскирует алкоголь, усиливая его действие. Именно это и нужно подросткам. Не будем забывать, что употребление алкоголя среди них является главной причиной актов насилия, самоубийств и несчастных случаев".
Хольгер Шмид удовлетворен решением сенаторов, но считает, что вести борьбу нужно и на других фронтах, в том числе в сфере рекламы.
В свою очередь, Кристоф Цурбрюк из Государственной компании алкогольных напитков, автор проекта повышения налога, не согласен с тем, что он "обманул парламентариев" относительно перспектив пополнения федерального бюджета. "В послании вся аргументация строится на защите молодежи. В данном случае мы предпочитаем потерять деньги, но добиться ухода этих товаров с рынка". К тому же налог не распространяется на напитки, полученные с помощью брожения, такие, как пиво и вино. "Их вкус молодежи, которую мы рассчитываем защитить, не нравится. Я думаю, что этот налог достигнет своей цели", говорит Кристоф Цурбрюк. Постоянная ссылка на статью:
|