Россия лучше, чем Ирак
Иностранные энергетические компании в России продолжают попадать в беду. Так почему туда собирается Chevron? О чем Chevron думает? Нефтяная компания до сих пор предпочитала преимущественно сторониться России, нервозно относясь к инвестициям в страну, которая превращает в спорт бичевание иностранных энергетических компаний, ведущих бизнес в ее границах.
Однако в январе Chevron объявила о первом вхождении в сферу разведки и производства в России, согласившись на создание совместного предприятия вместе с подразделением "Газпрома". Хотя о деталях сделки известно не много, обе компании утверждают, что она сосредоточена на развитии Ямальского региона на северо-западе Сибири – территории, предположительно обладающей гигантскими энергетическими ресурсами.
На первый взгляд, это кажется авантюрой. В прошлые годы российский президент Владимир Путин консолидировал индустрию в руках двух государственных гигантов – "Роснефти" и "Газпрома". Он также разрушил одну частную энергетическую компанию, по второй ударил немыслимой налоговой претензией и попытался изменить контракты, подписанные несколько лет назад. В ходе этих событий он установил контроль над некоторыми крупнейшими в мире энергетическими активами.
Собственные ограниченные движения Chevron в России принесли смешанные результаты. Компания приобрела 15% в нефтепроводе, который идет из Казахстана через Россию к Черному морю, однако запуталась в сложных переговорах с россиянами по поводу планируемого расширения. Chevron также была в числе пяти компаний, которые были выбраны в качестве претендентов на приобретение доли в гигантском Штокмановском газовом месторождении в Баренцевом море, однако "Газпром" неожиданно решил, что будет разрабатывать его самостоятельно.
И все же такие компании, как BP и Shell, подписали договоры, заключив партнерские соглашения в этой притягательной, но полной угроз стране. Павел Кушнир, аналитик банка Deutsche UFG в Москве, говорит, что сделка в России может быть прибыльна для Chevron. Сначала компания получит 70% акций предприятия на условиях полного финансирования всех расходов на разведку, и инвестиции потенциально составят сотни миллионов долларов.
Если будут обнаружены новые резервы, доля подразделения "Газпрома" увеличится до 50%, однако Chevron будет получать 100% денежных поступлений, пока не получит компенсации за то, что покрыла газпромовскую долю расходов. Согласно аналитическим выкладкам Кушнира, россияне не собираются обманывать Chevron.
Кроме того, "Газпром" – это путинский фаворит, так что Chevron, возможно, получит особый доступ к потенциальным резервам, по меньшей мере, на то время, пока будет сохраняться влияние Путина. Более вероятно предположение, что у Chevron, как и у других, нет иного выбора, кроме как играть по причудливым правилам Кремля. Но, несмотря на свои капризы, Россия до сих пор выглядит лучше, чем отдельные альтернативы, указывает Клиффорд Купчан, аналитик нью-йоркской консалтинговой компании по оценке политических рисков Eurasia Grouр. "Это место – еще Флорида по сравнению с Африкой или Ближним Востоком", – говорит он. Постоянная ссылка на статью:
|