Россия внимает евангелию корпоративного управления

Западные инвесторы приехали убеждать лидеров российского бизнеса улучшить методы руководства.

В России выражение корпоративное управление несет в себе некий сюрреалистический оттенок. Компании могут менять владельцев под прицелом пистолета, доли внешних инвесторов могут размываться без ведома и согласия последних. Для менеджеров-клептократов переводить средства компаний на свои оффшорные банковские счета обычное дело.

Так что попытки Запада заставить российский бизнес действовать в соответствии с установленными нормами могут показаться донкихотством, граничащем с глупостью. Тем не менее на прошлой неделе Айра Миллстейн, ведущий американский юрист, возглавляющий консультативный совет по вопросам корпоративного управления в частном секторе ОЭСР-Мирового банка, приехал в Москву, чтобы попытаться сделать именно это.

Миллстейн возглавил команду западных финансистов, управляющую почти $3000 инвестиций, приехавшую в Москву, чтобы встретиться с восемью руководителями российских компаний. Цель состояла в том, чтобы попытаться объяснить россиянам, что повышение качества управления в их же собственных интересах.

Существовала огромная опасность того, что встреча пройдет впустую, но потенциальное вознаграждение было очень высоко. Статистические данные, специально подготовленные для этой встречи официальными представителями Вашингтона, ярко доказывали, насколько высоко рынки ценят хорошее управление.

Самая интересная информация была связана с деятельностью гигантской энергетической компании Газпром . В сентябре 1999 г. рыночная капитализация этого предприятия находилась на уровне в $4 млрд. А если бы стоимость Газпрома определялась так, как это делается при оценке западных компаний, то, по данным московского инвестиционного банка Тройка-Диалог , она бы составила $1,960 млрд.

При анализе за основу была взята цена нефти или газового эквивалента на уровне в $13 за баррель. При цене нефти в $33 за баррель, потенциал компании, резервы которой более в 10 раз превышают резервы BP Amoco, значительно выше.

Эти цифры показывают, что инвесторы считают справедливо или несправедливо что Газпром действует в соответствии с общероссийскими стандартами корпоративного управления. Кроме того, они опасаются, что правительство Владимира Путина, владеющее небольшим пакетом акций Газпрома , может усилить контроль над компанией в ущерб интересам остальных акционеров.

В состав группы Миллстейна вошли фондовые менеджеры таких компаний, как Fidelity, Templeton, Capital Group и the California Public Employees Retirement System, Calpers. И конечно, в эту пятницу отель Марриот-Тверская наполнился российскими охранниками, за которыми следовали приглашенные на встречу руководители российких компаний.

По словам фондовых менеджеров, принявших участие в собрании, Миллстейн сначала раздал всем схемы, демонстрирующие насколько расходятся по своим показателям экономический потенциал России и ее жалкий реальный фондовый рынок. Согласно одной из схем, все российские акции вместе стоят меньше, чем Disney, из чего естественно следует, что экономика России меньше, чем экономика Микки-Мауса. Некоторые россияне отреагировали на это злобными взглядами. Но Миллстейн не собирался читать им лекции. По его словам это была встреча капитала с потребностью в капитале .

Он предположил, что присутствующие уже знакомы с нормами хорошего управления, так как они были определены в документе Принципы корпоративного управления , разработанного Организацией Экономического Сотрудничества и Развития. В России существует хорошая законодательная база. По его словам, не хватает лишь желания развиваться. Запад хотел бы сотрудничать с россиянами в области улучшения качества корпоративного управления.

Глава Morgan Stanley Canada Питер Дэй сказал, что интеграция России в глобальную экономику процесс неизбежный. Так почему бы стране не устранить препятствия, стоящие на пути притока иностранного капитала, чтобы, интегриуясь, еще и зарабатывать деньги, что было бы в интересах обеих сторон?

Многие россияне не видят особого смысла в повышении капитализации. Представитель Северстали , крупнейшего российского производителя стали, Михаил Носков обратил внимание присутствующих на образовавшийся порочный круг. Многие компании оцениваются меньше, чем их годовые прибыли, в результате чего цена капитала становится непомерно высокой.

Северсталь не переводит средства на счета олигархов - победителей российской приватизации, имеющих хорошие связи в политических кругах - а проводит реструктуризацию под руководством профессионального менеджмента. Однако такие компании тоже страдают позорного пятна, лежащего на российском управлении в целом.

Для таких компаний, как Газпром и Сибнефть , находящихся под контролем олигархов, проблема стоит гораздо острее. Олигархам приходится выбирать между повышением стоимости компании и присвоением уже сущестующей стоимости, которая принадлежит другим акционерам. Второй путь предлагает намного большие возможности для быстрого получения прибылей, особенно при высоких ценах на нефть. Думать о долгосрочных перспективах значит делать рискованную ставку на благоприятный политический режим и осуществлять профессиональное руководство компаниями, в чем олигархи не очень искусны.

Западные участники объяснили, что никто не делает прямолинейных заявлений. Однако Евгений Танненбаум задал риторический вопрос: какая руководству польза от повышения качества корпоративного управления? Он имел в виду, что управление не является приоритетом для российского бизнеса. Но поскольку для разработки нефтяных и газовых месторождений необходим капитал, поведение придется менять. Как сказал один из участников встречи, это прозвучало, как молитва Св. Августина: сделай меня непорочным, но не сейчас.

Самое серьезное препятствие по мнению Шива Хемки, директора SUN Group, активно работающего на фондовом рынке страны и в области венчурного капитала, состоит в том, что никто никогда не был наказа за низкий уровень корпоративного управления. Пока это не начнет происходить, и пока россияне сами не начнут вкладывать деньги в акции, иностранцы не будут доверять российскому рынку.

Встреча могла принять дурной оборот, когда Каха Бендукидзе, глава Уралмаша , крупнейшей российской машиностроительной компании, заявил, что он пришел сюда не для того, чтобы ему объясняли, как надо мыть руки и чистить зубы. Он сказал, что тот факт, что в российской системе отстутствуют стимулы для правильного поведения, не означает непременно, что он плохо себя ведет.

Но Миллстейну удалось разрядить обстановку. А Дмитрий Зимин, глава и ведущий акционер Вымпелкома , оператора мобильной телефонной связи, заключил: Вы нужны нам .

Зимин, вторя Миллстейну, заявил, что у российского управления нет никаких особых черт, а потому здесь тоже должны применяться универсальные принципы. Не надо сидеть и ждать приходите прямо сейчас , - призывал он.

На самом деле ситуация, в которой находится Вымпелком , подтверждает тезис Миллстейна. Это как раз та компания, которой внешний капитал нужен прямо сейчас. И с российской стороны прозвучала готовность продолжать диалог о реформе в области управления. Группа Миллстейна предложила свою помощь в проведении такой реформы в российском бизнесе, если последует приглашения с российской стороны.

Большинство представителей Запада пришли к выводу, что время не было потеряно зря. Миллстейн со своей стороны выразил уверенность в том, что с этого момента кривая пойдет вверх . По крайней мере, западный капитал сообщил свои условия и сделал первый смелый шаг на этом долгом, трудном пути.



Статья получена: InoPressa.ru




Постоянная ссылка на статью: