Психологические качества человека бизнеса
Психологические качества человека бизнесаМожно задаться вопросом: чем характеризуется Человек бизнеса, что отличает бизнесмена от представителей других видов человеческой активности? Или - это еще более практически важно - что реально помогает человеку продвигаться в бизнесе, в необходимый момент делать очередной шаг вперед и добиваться заметных преимуществ в своем деле? Наблюдая Человека бизнеса, мы действительно можем увидеть у него определенные качества, которых нет, во всяком случае в таком сочетании, у представителей других профессий. Но это совсем не те простые, "базовые" свойства или черты характера, которые традиционно ищутся и определяются пусть даже самыми изощренными методами психологического тестирования. Скорее это достаточно уникальные сплавы установок и аттитюдов, способов восприятия и принятия решений, действий и навыков, которые формируются на определенных стадиях жизни в бизнесе, видоизменяются вместе с изменением и развитием самого бизнеса и постоянно переходят из одного качественного состояния в другое. Хотелось бы обсудить всего несколько таких специфических качеств, которые тем не менее представляются нам ключевыми. Одно из них - умение управлять людьми, качество во многом социально - психологическое, нам будет удобней рассмотреть в следующем разделе, хотя, так или иначе, мы еще не раз будем обращаться к нему и далее. Одно из свойств Человека бизнеса, это активность - готовность действовать в условиях неопределенности - наименее специфическое для бизнеса, как такового, но необходимое условие для первых шагов в этой деятельности, для достижения и закрепления успеха, формирования фундамента того бизнеса, который может быть возведен позднее. Тесно связанные с активностью способы целеполагания также имеют в бизнесе свою специфику, которая заслуживает особого внимания. Два других качества наиболее явно определяются по мере развития зрелости бизнеса и бизнесмена. Это - счетность мышления и маркетинговая ориентация. От развития этих качеств впрямую зависит не только успешность, но и само выживание дела Бизнесмена. Можно спорить о том, насколько глубоко эти качества врастают в человека, занимающегося бизнесом, и формируют его личностные особенности. По - видимому, как и в других видах деятельности, мера укорененности профессиональных свойств в человеке может варьироваться в широком спектре от поверхностно - знаниевого уровня до того, что Маркс в своих работах грубо, но метко называл "профессиональным кретинизмом". Как бы то ни было, деятельность человека в бизнесе требует от него освоения еще одной картины мира - наряду с теми, которые ему, так или иначе, приходилось осваивать в своем предыдущем опыте. Человек может жить преимущественно в рамках одной из этих картин мира либо гибко чередовать их. Можно пытаться закрывать глаза на существование множественности картин мира, но можно и делать выбор между ними в зависимости от целей и требований ситуации. Можно видеть окружающий мир как мир "политический" - сквозь призму политических решений и событий; либо как мир "экономический", находящийся под влиянием макроэкономических законов и тенденций; либо как мир "психологический" - сквозь динамику человеческих мотивов и отношений; либо как мир "технотронный"; либо как "экстрасенсорно - энергетический"; либо просто как "семейный". Точно так же, как хороший медик видит по массе внешних признаков особенности протекания физиологических процессов в организме человека, так и Бизнесмен рано или поздно приходит к созданию своих способов формирования картины мира и действия в нем, акцентируя внимание на собственных ключевых факторах. И особые принципы восприятия и построения отношений с людьми, методы проявления активности и целеполагания, способы анализа и "просчета" ситуации, организации действия в динамических процессах рынка являются неотъемлемыми компонентами специфической картины мира Бизнесмена. Все эти качества не даются в неизменном виде и не являются чем - то раз и навсегда сформированным, стабильным и застывшим. Они постоянно видоизменяются, переходя из одного состояния в другое, и на каждом новом уровне, с освоением каждой новой роли и позиции в бизнесе приобретают новые, особые свойства. Динамика этих изменений определяется одновременно внутренней потребностью и готовностью человека, а также развитием условий самого бизнеса. Человек может своим намерением опережать будущие требования деятельности или запаздывать в своей реакции на них. И в этом одна из составляющих тех жестких правил игры, которые предлагает бизнес человеку: кто не успел, тот опоздал. И если Бизнесмен не успевает изменить способ своего мышления, свои установки и свое поведение раньше, чем изменения вокруг него достигнут критического уровня, он выбывает из игры. Постоянная ссылка на статью:
|