Государственный российский нефтяной концерн выходит на биржу и презентует себя в газетах объявлениями на целую полосу. Настроения инвесторов колеблются от эйфории до полного отрицания

Нефтяные вышки российского концерна "Роснефть", красующиеся теперь в газетах, – это знак поворота: российские фирмы почувствовали вкус к выходу на биржу, и самый сенсационный из них осуществляет сейчас "Роснефть". Стартовый пистолет уже выстрелил. В этот понедельник третий российский нефтяной концерн официально объявил о первичном размещении своих акций в Лондоне и в Москве. Торговля ими, вероятно, начнется 14 июля.

Через эмиссию акций по льготным ценам государство снова хочет приучить народ к народным акциям – народ, травмированный обманной ваучерной приватизацией, когда после распада Светского Союза тогда еще будущие олигархи скупили у населения по дешевке его ваучеры. Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что процесс выхода "Роснефти" на биржу оказался скромнее, чем планировалось изначально: эмитировано будет не 49% акций, как объявлялось ранее, а всего около 20%, что уже породило слухи, будто государство таким образом хочет избежать возможных претензий со стороны слишком влиятельных миноритарных акционеров.

Развал ЮКОСа стал поворотным моментом

Но, конечно, самыми примечательными в этом деле являются обстоятельства взлета "Роснефти", которая в среднесрочной перспективе собирается стать крупнейшим в России нефтяным концерном. Еще полтора года назад добыча "Роснефти" составляла только треть от нынешнего количества. Поворотным моментом стал развал когда-то крупнейшего концерна ЮКОС, тайным вдохновителем которого называют серого кардинала Кремля Игоря Сечина. В конце 2004 года основное нефтедобывающее предприятие ЮКОСа, "Юганскнефтегаз", в результате сомнительного аукциона отошло к "Роснефти" примерно за 9 млрд долларов, что было значительно ниже его реальной стоимости.

Если в 2004 году "Роснефть" добыла всего 22 млн тонн нефти, то в прошлом году уровень добычи концерна увеличился до 75 млн тонн. Его доходы за прошлый год выросли в четыре с половиной раза и составили 23,95 млрд долларов, чистая прибыль – 4,2 млрд, а долги – 11 млрд (материнское предприятие "Роснефти", "Роснефтегаз" задолжало одной западной банковской группе 7,5 млрд долларов).

Чиновники пошли на преобразование компании в открытое акционерное общество, в частности, для погашения долгов. По существующим ныне оценкам аналитиков, "Роснефть" – это второй после "Газпрома" концерн по стоимости активов.

Кремлевская протекция открывает перспективы

Оценка активов "Роснефти" большей частью инвестиционных банков колеблется между 70 и 90 млрд долларов. Примерно одинаково они оценивают и перспективы на будущее (6,9-процентный рост нефтедобычи до 2012 года и вторые в мире резервы в 18,9 млрд баррелей нефтяного эквивалента), протекция Кремля в этом раскладе, безусловно, тоже учитывается.

Но эйфорию разделяют далеко не все. Поскольку рентабельность компании в первом квартале текущего года упала, эксперты стали сомневаться, что от размещения акций "Роснефть" получит желаемые 8-14 млрд долларов. Некоторые инвесторы, например Марк Мобиус из Templeton, особенно после недавнего падения фондового рынка акций, выражают сомнение в успехе этого IPO.






Постоянная ссылка на статью: