Как организовать текущий контроль учредителей (акционеров) за деятельностью менеджмента?
При ответе на этот вопрос необходимо изначально определиться с кругом лиц (менеджеров) или служб, которые могли бы осуществлять этих функции в текущем режиме и предоставлять результаты учредителям (субъектами контроля), что нужно контролировать (объектами контроля), а также с периодичностью контрольных процедур. Итак, субъектами внутреннего контроля могут выступать:
Объектами контроля могут являться :
Периодичность контроля устанавливается самими учредителями .
Существует несколько возможных вариантов (способов) осуществления контроля: 1 . Если акционеры (учредители) не принимают никакого участия в деятельности компании и вся власть полностью делегирована наемным менеджерам, то изначально собственники устанавливают для менеджеров определенные значения показателей результатов финансово-хозяйственной деятельности (в т. ч. и финансовые) и цели, которых должны достигнуть менеджеры. Далее сами менеджеры разрабатывают бизнес-план, который утверждается также совместно с учредителями. После этого учредители сравнивают полученные фактические результаты с плановыми значениями показателей. Эта работа требует особой профессиональной подготовки, как со стороны менеджеров, так и со стороны учредителей. 2. Если речь идет о большой структуре (типа холдинга или группы предприятий), то целесообразно говорить о возможности создания внутренней службы контроля (внутреннего аудита). Внутренний аудит можно рассматривать как систему внутреннего контроля и систему мер безопасности предприятия с целью обеспечения защиты интересов собственников. Отдел внутреннего аудита может являться структурным подразделением предприятия и подчиняться руководителю предприятия с обязательным отчетом перед собственниками. Задачи внутреннего аудита могут быть разнообразными: проверка правильности ведения бухгалтерского учета; проверка правильности ведения счетов по доходам и расходам (правомерность отнесения расходов на те или иные статьи, законность сформированной прибыли, своевременность списания расходов по счетам и так далее); проверка законности выполнения отдельных операций и другое. Для организации и проведения внутреннего аудита рекомендуется разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны определять процесс проведения контроля на данном участке работы. Внутренний аудит может рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управленческого контроля. В последнее время на многих предприятиях роль внутреннего аудита расширена путем включения в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа информации. 3. Контроль можно осуществлять путем постановки системы внутреннего контроля (всеобщей системы). Этого можно добиться путем внедрения на предприятии системы управленческого учета, которая в том числе будет содержать и специфичные формы отчетности для учредителей (акционеров). Основные цели внутреннего контроля заключаются, прежде всего, в обеспечении: повышения эффективности управления предприятием и его структурными подразделениями, ограничения рисков коммерческой деятельности, соблюдения менеджерами требований федерального законодательства и нормативных актов, профессиональных стандартов деятельности и норм профессиональной этики (если таковые существуют), внутренних нормативных документов предприятия, определяющих его политику и регулирующих его деятельность. 4 . Не до конца используемый собственником инструмент – это проведение аудита посредством привлечения аудиторских фирм. Проблема в понимании со стороны собственников, а иногда и самих аудиторов в том, что и как нужно проверить. Основная цель аудита – подтверждение правильности составления финансовой отчетности. Но можно провести и налоговый и управленческий аудит. Первый – снижает риски в случае налоговых проверок, второй – помогает разработать план мероприятий по постановке системы регулярного менеджмента. 5 . Следующий способ – это принятие активного участия в работе совета директоров. Здесь все достаточно тривиально, но зачастую почему-то собственник игнорирует это участие и в тоги полностью самоустраняется от участия в деятельности предприятия и принятия решения. 6. Наилучшая форма контроля – это первоначальная разработка , прописание и доведение до менеджеров стратегии предприятия и последующий контроль за ее выполнением. Иначе получается буквально следующее: контроль после того, как уже мало что можно исправить. Тогда зачем контроль вообще. Главная задача и проблема собственника на сегодняшний момент это соответствующая подготовка к решению проблем . Но, к сожалению, на нее как правило либо не хватает денег, либо времени, либо понимания. Вот тут неоценимую помощь могли бы оказать консультанты, т. к. больше они нужны именно на первоначальном этапе. Когда все ясно и понятно всем участникам процесса, то тогда функции контроля превращаются не просто в формальную процедуру, а имеют еще и конечный результат – внесение изменений для повышения эффективности деятельности предприятия, что в последующем должно привести к увеличению экономических выгод собственника. Автор: Эльвира Быкова, заместитель департамента финансового консалтинга консалтинговой группы «МКПЦН» Постоянная ссылка на статью:
|