Работу осилит... поощренный, или Как поселить в работнике креатив

Юрий Бронфман, корреспондент «УНП»

Среди работодателей уже давно ходит шутка: подчиненный работает не так, как он может, а так, как он хочет. Какие нужно создать в компании стимулы, чтобы поддерживать в работнике инициативность и интерес к труду? Корреспондент «УНП» раскрыла несколько секретов мотивации персонала, пока расспрашивала об этом работодателей и психологов.

Отчего люди работают?

Сразу оговоримся - мы не станем рассуждать о том, как «поддерживать» хорошую работу подчиненных штрафами, выговорами или же тотальной слежкой за соблюдением внутренних правил. Плюсы и минусы такой политики известны. Предельно все понятно и с денежными поощрениями - ежемесячно увеличивать оклад или платить премии не захочет никакой работодатель. Не только потому, что затратно, но и потому, что неэффективно. «Сегодня ты платишь человеку премию за отличную работу. А завтра при всех прежних условиях этого не делаешь - нет возможности. В результате сотрудник обижается и может даже начать саботировать работу», - рассуждает руководитель московской инвестиционно-строительной группы «Балтекс» Алексей Новик.

Как отмечает генеральный директор санкт-петербургской консалтинговой компании Лев Рокотов, в последнее время немалую роль в мотивации к труду играют престижность должности и известность компании. «Авторитет родной фирмы стимулирует к работе. Сотрудникам приятно осознавать, что они трудятся в брендовой фирме», - пояснил свою мысль Лев Георгиевич. Таким образом, констатирует он, мотивация помимо зарплаты основывается на интересе к занимаемой должности и к работе в определенной компании. Так как же поддержать в сотрудниках подобную заинтересованность?

По заслугам и награда будет...

Один из способов - отметить отличившихся сотрудников призами. Главное - делать это с периодичной частотой, чтобы подчиненные знали, что старания даром не пропадут. «Я своим лучшим работникам купил недавно билеты на джазовый концерт. Стоят они недорого, но достать их практически невозможно. По такой же схеме я отмечу завершение новогодних праздников, которые в торговле - самая горячая пора. Приз воспринимается не как премия, а как внимание, награда», - поделился с корреспондентом «УНП» индивидуальный предприниматель из Норильска Евгений Бача.

Как рассказала нам финансовый директор столичной производственной компании Наталья Ярошенко, в ее фирме ударникам труда оплачивается путевка в санаторий. «Мы подводим итоги работы за месяц и тем, кто показал самые высокие результаты, оплачиваем отдых. Ну а остальным сотрудникам, которые меньше проявили себя, но тоже старались, полагается отгул», - пояснила она.

Отметим, что размеры компании и ее финансовое состояние не должны влиять на стимулировании подчиненных. «Это покажется наивным, но мы утвердили у себя на предприятии сертификат лучшего работника. Диплом выдается по итогам полугодия. Казалось бы, ничего материального этот документ не дает. Но почему-то все лауреаты его вешают на самое видное место, а не прячут в стол», - с улыбкой заметила генеральный директор казанского ООО «Яна» Юлия Мельник. Выяснилось, что опрошенные нами работодатели готовы не только награждать ударников труда грамотой, но также вносить благодарственную запись в личное дело и публично хвалить на совещаниях.

«Не заметив сегодня, как человек старался, работодатель рискует не увидеть таких стараний от своего подчиненного больше никогда в жизни», - уверен психолог краснодарской тренинговой компании Олег Морозов.

Улыбайтесь, шеф!

Атмосфера в офисе также играет немаловажную роль. Если обстановка накалена, то о мотивации к труду говорить не приходится. И как отмечают опрошенные нами психологи, климат в коллективе на 90 процентов зависит от руководителя.

«Начальник не может позволить себе не здороваться с работниками фирмы и ходить с угрюмым видом», - рассуждает психолог тренингово-консалтинговой компании «Мобиле» из Санкт-Петербурга Андрей Серов. По его словам, мрачность руководителя собьет подчиненных с рабочего настроя и они вместо работы будут размышлять о том, «что случилось и кого сегодня уволят». Идеальный руководитель обязан оставлять семейные неурядицы дома и приходить на работу веселым и бодрым. «Кроме того, опытный управленец должен помнить важные даты и факты из жизни своих непосредственных подчиненных: дни рождения, состояние здоровья, семейное положение. Небольшое внимание к подобным моментам создает атмосферу доброжелательности во всем офисе», - подчеркивает психолог.

Обратная связь: как меня слышно?

Поддержать благоприятный климат в коллективе помогает также хорошо налаженный диалог между руководством и сотрудниками. Это позволяет последним почувствовать себя членами одной команды. И кроме того, подталкивает людей проявлять инициативу. «Не стоит зацикливаться на командах и поручениях. Я считаю, что хорошее поощрение и мотивация к труду - это возможность сотрудника высказывать свое мнение», - поделился своим опытом с корреспондентом «УНП» генеральный директор коммуникационной компании из Подмосковья Семен Харцин. По словам Семена Валерьевича, стоит давать сотрудникам шанс проявить себя. «Если работник пришел с вопросом, как поступить, спрашиваю его мнение. Даже если подчиненный допускает ошибку, я не указываю ему, что он не прав. Просто предлагаю рассмотреть и другой вариант», - поделился своим ноу-хау Семен Валерьевич.

В любом случае, какой бы способ мотивации сотрудников ни выбрал руководитель, ему следует помнить об индивидуальном подходе к каждому своему работнику. «Всех людей условно можно поделить на тех, кто занимает активную или же пассивную жизненную позицию. И если первым требуется мотивация в виде пряника, то вторые хотят четких задач и ясных правил игры без отступлений!» - сдержанно заметил Алексей Новик из «Балтекса».







Постоянная ссылка на статью: