Тревожность инвесторов по поводу противоречивого выставления акций российского государственного нефтяного гиганта нарастает

Над противоречивым IPO российского энергетического гиганта "Роснефь" нависла новая судебная угроза, и среди западных инвесторов нарастает неприязнь к участию в размещении акций.

Вчера стало известно, что председатель правления "Роснефти" Игорь Сечин только что получил документы по американскому иску в отношении приобретения "Юганска" – крупнейшего актива компании. В деле в качестве ответчиков фигурируют также президент "Роснефти" Сергей Богданчиков и сама компания.

Этот иск – из разряда таких судебных дел, которые заставляют многих западных инвесторов нервничать, обдумывая возможность покупки акций "Роснефти". Государственная компания намерена собрать 10 млрд долларов.

Марк Мобиус из Franklin Templeton, один из самых известных фондовых менеджеров по развивающимся рынкам, заявил: "Я не знаю, зачем они пускают пыль в глаза. Мы просто не понимаем, зачем нам собственность в компании, находящейся под судом".

"Юганск" принадлежал конкуренту "Роснефти" ЮКОСу, однако Кремль принудительно продал его за малую часть истинной стоимости. Новый иск подали несколько американских инвесторов ЮКОСа, которым принадлежат американские депозитарные расписки (АДР) в компании. Том Джонсон, ведущий юрист по этому делу из Covington & Burling, заявил: "Если мы победим, это может привести к огромному количеству дополнительных исков. Обесценивание только в случае с АДР составляет 6 млрд долларов. Если вы посмотрите на обращающиеся на публичном рынке простые акции ЮКОСа, то увидите потерю еще 20-30 млрд долларов".

Инвестиционное подразделение бывшего владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского уже пообещало вести "пожизненную тяжбу" против "Роснефти".

Пресс-секретарь ЮКОСа заявила, что компания хочет просмотреть проспект "Роснефти", прежде чем принять окончательное решение по судебным действиям. "Мы хотим посмотреть, как они сформулируют положение о происхождении "Юганска", – отметила она.

Происхождение активов "Роснефти" отпугнуло ряд потенциальных инвесторов. До того как сделка по приобретению "Юганска" сделала ее лидером страны в нефтяном секторе, компания была относительно мелким российским нефтяным оператором.

Агне Зиткут, лондонский фондовой менеджер в Pictet Asset Management, указал: "Это IPO дурно пахнет. Честно говоря, с моральной точки зрения мне сложно выкупать то, что было у меня украдено".

Кремль надеется провести размещение акций "Роснефти" накануне встречи лидеров G8 в Санкт-Петербурге в следующем месяце, тесно увязав одно событие с другим.

Карина Литвак, глава отдела корпоративного управления и социально ответственных инвестиций в F&C, подчеркнула: "Вопросы, которые мы зададим, будут правовыми. Мы должны отчетливо представлять российскую судебную систему и риск судебных тяжб по "Юганску". Мы также хотим посмотреть, какие меры предосторожности будут предприняты для того, чтобы ликвидировать этот риск".

Источники в "Роснефти" заявили, что ни на судебных процессах в России, ни на судебных процессах в США ЮКОС не смог достичь прогресса.

Александр Шварцкопф из хеджевого фонда Altima Partners отметил, что, на его взгляд, главное препятствие – это рушащиеся рынки, а не судебные или правовые вопросы. "Все сводится к цене. Для "Роснефти" это может быть жесткий выбор: либо отложить, либо провести IPO по любой цене", – подчеркнул он.

Эту точку зрения разделяет и Уильям Браудер, глава Hermitage Capital Management, крупнейший инвестор в российский фондовый рынок. "Если есть какие-то сомнения по поводу безопасности активов, нужно делать скидку, чтобы обеспечить привлекательность акций для инвесторов".

Браудер, которому запретили въезд в Россию после того, как Hermitage выступил с критикой стандартов корпоративного управления в стране, добавил: "Активы многих российских компаний, выставляющих свои акции на западных рынках, имеют неблагоприятное происхождение, так что нужно выносить моральное суждение либо по всем российским компаниям, либо ни по одной из них".






Постоянная ссылка на статью: