Ребрендинг влечет за собой не только смену логотипа, но и изменение обстановки на рабочих местах и пересмотр принципов взаимодействия между сотрудниками компании

Над столом каждого сотрудника компании «Вымпелком», работающего в новом офисе компании на Краснопролетарской улице недалеко от центра Москвы, висит яркая цветная табличка: красная — «Совершаю трудовой подвиг. Не беспокойте, пожалуйста», оранжевая — «Здесь вам всегда рады», желтая — «Ушел пить кофе». Набор табличек каждый сотрудник получил в подарок сразу после переезда в новый офис в августе этого года, рассказала директор по персоналу «Вымпелкома» Марина Новикова. Опознавательные знаки придумали в службе персонала. «Я узнал об этой идее, она мне понравилась, — улыбается Александр Изосимов, гендиректор “Вымпелкома”. — Чем больше таких идей, тем больше новый офис напоминает живой организм».


Ценности бренда

Нельзя сказать, что вопросы ребрендинга, переезда и организации рабочих мест в новом офисе были связаны напрямую. Но они обсуждались в одном ключе, рассказывает Изосимов. «Вымпелком» был основан 15 лет назад инженерами и рос в стенах научно-исследовательского института, не очень удобно расположенного, не слишком приспособленного для нужд крупной международной компании, уточняет Новикова. «Мы хотели развернуть организацию: из преимущественно технологической превратить ее в преимущественно маркетинговую», — говорит Изосимов.

Выбирая помещение, руководители «Вымпелкома» хотели подчеркнуть ценности нового бренда, поэтому в разработке концепции офисного пространства приняло участие агентство Wolff Olins, то самое, которому было поручено проводить ребрендинг «Билайна». «Бренды успешны, когда они двигают всю организацию», — напоминал на презентации обновленного бренда «Билайн» в апреле 2005 г. Джон Вильямсон, член совета директоров международного агентства Wolff Olins.

Бренды находятся в коллективной собственности сотрудников организации, говорил профессор Гарвардской школы бизнеса Джон Квелч в выступлении на завтраке для клиентов и гостей компании PBN в Москве.

Открытый город

Офис «Вымпелкома» должен был вызывать те же положительные эмоции, что и новый бренд «Билайн»: стать более ярким, дружественным, простым и эффективным. Консультанты посоветовали превратить офис в маленький город со всеми свойственными ему атрибутами — «застройкой», кафе, зонами неформального общения.

Вариант открытого пространства был выбран по инициативе Изосимова, который поработал и в кабинетной системе (в консалтинговой компании McKinsey), и в так называемой системе open space (в представительстве Mars). Изосимов стремился разрушить преграды между сотрудниками, отделами, функциями, говорит Новикова. Но концепция открытого пространства подходит далеко не всем организациям, поясняет Изосимов. Например, консультанты McKinsey работают в небольших командах, степень конфиденциальности информации, которую они обсуждают, очень высока. Тут правильнее работать в кабинетной системе. «Мы же все делаем для того, чтобы информация перетекала быстрее и легче», — говорит Изосимов. «Скорость принятия решений увеличилась существенно», — утверждает Новикова.

Нетипичная забота

Конечно, ценности бренда и организация рабочего места связаны друг с другом, говорит Елена Чувахина, руководитель российского направления международного брендингового агентства Fitch. Например, после перезапуска брендов Pall Mall и Lucky Strike компания British American Tobacco провела значительные преобразования в устройстве британского офиса. Для России опыт «Вымпелкома» нетипичен, на сотрудников компании обращают внимание в последнюю очередь. «Привычнее увязывать вопросы ребрендинга с внутренними коммуникациями: рассылками, корпоративными брошюрами. Но изменение обстановки в компании может оказать гораздо более сильное воздействие: его невозможно проигнорировать», — соглашается Чувахина.

Консультантам Wolff Olins повезло. Когда обсуждались вопросы ребрендинга, переезд был запланирован, рассказала представитель компании Сайра Эшман. «С каждым клиентом мы стараемся анализировать все аспекты деятельности компании и решаем, на какие из них изменение бренда может оказать наибольшее влияние», — говорит она. Среди клиентов Wolff Olins, значительно изменивших обстановку в офисе в связи с ребрендингом, оператор сотовой связи Orange и Unilever.

Кофе и ковролин

Настаивать на использовании «табличек» мы не будем, говорит Новикова. Но есть другие правила внутреннего распорядка, выполнения которых мы будем добиваться. Например, сотрудникам не рекомендовано пить чай или кофе на рабочем месте. Для этих целей на каждом этаже предусмотрены просторные кухни. На светлом ковролине, который проложен в офисе, следы чая или кофе моментально бросаются в глаза, а вывести пятна практически невозможно, сетует Новикова. Понятно, что не все решения, принятые в связи с ребрендингом рабочих мест, попали в десятку, говорит Изосимов. Но со временем все придет в норму, надеется он.

Старый и новый дом

В старом офисе «Вымпелкома» на ул. 8 Марта на 32 000 кв. м работали 2400 человек. В новом — на Краснопролетарской — сейчас работают 1400 человек на 21 000 кв. м. Еще одно здание пока не введено в строй. Договор аренды заключен на 10 лет. Остальные его условия — коммерческая тайна.




Автор: Григорий Милов



Постоянная ссылка на статью: