АО Кремль
АО КремльРоссийский концерн "Газпром" решился на экспансию. Теперь государство тянет руки к сырьевому сектору
Фархад Ахмедов не смотрится как миллиардер, пребывающий в радужном настроении. "Мы боремся за выживание", говорит Ахмедов, поигрывая левой рукой широкими черными подтяжками, а правой нервно перебирая янтарные четки. 49-летний предприниматель является главой независимой газовой компании "Нортгаз". И у него есть все основания, чтобы нервничать: противником Ахмедова является крупнейший в мире газовый монополист "Газпром".
В Западной Сибири в условиях вечной мерзлоты 264 сотрудника Ахмедова пробурили 300 скважин глубиной до трех тысяч метров. Ежегодно они добывают 4 млрд кубометров природного газа. Получается по 15 млн кубометров на каждого. Штат "Газпрома" состоит из 330 тысяч человек, в прошлом году они добыли 540 млрд кубометров газа: по 1,65 млн кубометров на сотрудника.
Издержки "Нортгаза" меньше, чем у отраслевого монополиста, его газ в 2-3 раза дешевле. "Газпром" как чиновник, который работает с 9 до 17 часов. Мы свободные предприниматели и пашем круглые сутки", говорит Ахмедов.
Урожденный азербайджанец, он 15-летним пацаном сел в поезд Баку-Москва, чтобы завоевать весь мир. Сегодня его письменный стол стоит в шикарном доме, который бывший олигарх Александр Смоленский построил напротив Кремля. Смоленский это прошлое, банкрот, соавтор крупнейшего банковского кризиса в истории России.
А Ахмедов это будущее? На Крайнем Севере он благодаря наисовременнейшей технике создал дело, которое стоит 1,2 млрд долларов. Однако "Газпром" хочет получить "контроль над предприятием и используют для этого все законные средства", как выразился один представитель "Газпрома". С одной стороны, идут переговоры о покупке контрольного пакета акций, с другой "Газпром" хочет получить решение суда о лишении "Нортгаза" лицензии на добычу природного газа. Кроме того, газ, добываемый "Нортгазом", больше не транспортируется по трубопроводу, принадлежащему "Газпрому".
"Газпром" становится все больше и больше. Высокие цены на газ превратили концерн, располагающий крупнейшими резервами природного газа в мире, в мировую державу. Совет директоров решился на экспансию. Взяв под свой контроль и управление нефтяной концерн "Роснефть", "Газпром" вошел в лигу чемпионов. Нефть, газ, электроэнергетика вот три столпа, на которых стоит концерн. "Мы создаем энергетическую компанию, которая станет одним из мировых гигантов", говорит председатель правления Алексей Миллер. "Газпром" располагает разведанными резервами в 117,7 млрд баррелей нефтяного эквивалента (единая расчетная единица для нефти и газа). Запасы Exxon Mobil, второй по величине энергетической компании, составляют только 21,2 млрд баррелей. Однако с рыночной капитализацией дела обстоят наоборот. "Газпром" на бирже стоит 60 млрд долларов, Exxon Mobil примерно 300 млрд. Общая чистая прибыль "Газпрома" и "Роснефти" составила в 2003 году 5,89 млрд долларов, Exxon Mobil 21 млрд.
Объединением "Газпрома" и "Роснефти" президент Владимир Путин преследует две цели. С одной стороны, в новом "Газпроме" государство будет иметь 50% плюс одна акция до сих пор его доля составляла 38,37%. Тем самым Путин подчеркивает претензии Кремля на обладание природными ресурсами. Во-вторых, и это представляет интерес для западных инвесторов, иностранцы при покупке акций "Газпрома" получают те же права, что и российские граждане.
Но всегда ли "большой" и "сильный" это синонимы? Чтобы играть на одном поле с сильнейшими, необходим еще и сильный менеджмент. А вот в наличии у "Газпрома" сильного менеджмента имеются сомнения. По крайней мере, у Вадима Клейнера. Главный аналитик инвестиционного фонда Hermitage Capital Management вот уже несколько лет напрасно старается, чтобы его избрали в наблюдательный совет "Газпрома". Он говорит: "Достижения менеджмента "Газпрома" очень далеки от того, чтобы называться превосходными". Клейнер, доктор экономических наук, подсчитал, что в 2003 году в "Газпроме" непонятно куда исчезло около 2,1 млрд долларов. Однако он не спешит продавать принадлежащие ему акции "Газпрома". Он полагает, что лишь благодаря принятому решению об унификации рынка акций их биржевая стоимость может удвоиться.
Представители западных фирм, напротив, хорошо отзываются о работе председателя правления Алексея Миллера. "В 2001 году Миллер был еще мальчишкой. Молодым человеком из Санкт-Петербурга, работавшим заместителем министра энергетики. Сегодня он состоявшийся менеджер, который поднимает энергетический концерн до уровня мировых гигантов".
Однако "Газпром" это больше, чем просто предприятие. "Газпром" это политический инструмент. "Концерн готов финансировать практически любые прихоти властей будь то выборы, создание медиа-холдинга или реконструкция Питера", пишет "Еженедельный журнал". Если речь заходит о внешней политике, то используется газовый кран, чтобы перевоспитывать таких упрямцев, как белорусский президент Александр Лукашенко или глава Украины Леонид Кучма.
"Мы достаточно умны, чтобы дорожить дружбой с "Газпромом". Через десять лет концерн будет играть на мировом энергетическом рынке доминирующую роль", говорит представитель одной западной фирмы. Не есть ли монополии яд для рыночной экономики? "В России я приверженец государственного капитализма. Мы уже видели, что сделал из страны изобретенный олигархами грабительский капитализм". Однако в основе этой мысли лежит предположение, что "Газпром" это не олигархическая структура. Но с этим не согласны, в частности, экономисты из Международного банка реконструкции, о чем и говорится в их аналитических докладах, посвященных России.
В конце концов, "Газпром" в результате экспансии может и надорваться. Во-первых, вхождение в нефтяной бизнес потребует от него титанических усилий. "Роснефть" с ее огромными долгами, из которой должна появиться дочка "Газпрома" "Газпромнефть", требует санации. "Газпрому" нужны новые активы и тут подворачивается распродажа нефтяного концерна ЮКОС. Судебные исполнители будут продавать имущество концерна в счет погашения его задолженности по налогам. Несмотря на все опровержения, "Газпром" хотя бы из-за поддержки Кремля считается фаворитом для получения под свой контроль и управление крупнейшего дочернего предприятия ЮКОСа "Юганскнефтегаза".
Во-вторых, в покупке миллиардных энергетических активов не видно четкой стратегии. В "Газпроме" порой можно услышать, что концерн хочет стать в ряд крупнейших производителей электроэнергии в стране. Потом там же говорится, что он хочет лишь контроля над электростанциями, которые производят электроэнергию для "Газпрома".
В-третьих, у него не все гладко и с основным направлением газом. "Газпром", месторождения которого осваивались и трубопроводы строились еще в советские времена, должен инвестировать не менее 100 млрд долларов, чтобы продолжать оставаться в форме. Но концерн, долги которого исчисляются 13 млрд долларов, не может в одиночку выложить такую сумму.
Большие газовые поля, так называемые "супергиганты", иссякают. В последние годы "Газпром" не разработал ни одного крупного месторождения. Наряду с шельфовыми месторождениями на Крайнем Севере, которые "Газпром" хочет использовать, чтобы оттуда морем на танкерах отправлять сжиженный газ в США, концерн собирается эксплуатировать новые газовые поля в Восточной Сибири и в прибрежных водах Сахалина, которые, правда, еще предстоит связать трубопроводами с мировыми рынками.
У Миллера есть мечта превратить "Газпром" в мировой концерн, поставлять нефть и газ в США, в Европу, в Азию. Но Фархад Ахмедов, перебирающий четки, сомневается, что все то, что хорошо для "Газпрома", хорошо и для России. "Мы присутствуем при рождении государственного молоха. Это АО "Кремль. Нефть и газ" хочет и добьется этого завладеть сырьевым сектором. Все остальные будут вытеснены с рынка". "Чао, бэби", говорит Ахмедов свободной конкуренции и посылает ей воздушный поцелуй. Постоянная ссылка на статью:
|