Дизайн в розницу. В России развивается рынок дизайнерской одежды по доступным ценам
В России развивается рынок дизайнерской одежды по доступным ценам. Для отечественных одежных ритейлеров это шанс конкурировать с западными марками, а для швейной индустрии — возможность выйти из кризиса. Скоро здесь откроется магазин нового дизайнера!"; - такие плакаты сегодня все чаще можно увидеть на улицах Москвы и крупных российских городов. За последний год в нашей стране появилось несколько розничных сетей, торгующих дизайнерской одеждой от отечественных производителей: Sultanna Frantsuzova, Evgenia Ostrovskaya, Yudashkin Jeans. В июле откроется магазин дизайнерской одежды Sunie Li, а в конце лета появятся первые магазины сети Zimaletto. Все эти магазины позиционируются в среднем ценовом сегменте (от 60 до 200 долларов за вещь) и представляют самый быстрорастущий сегодня сектор на рынке одежной розницы. Только за год своего существования многие магазины Sultanna Frantsuzova и Yudashkin Jeans окупились. Обороты растут на 100% в год. Владельцы сетей рассчитывают, что через три-четыре года магазины дизайнерской одежды будут в каждом российском городе с населением свыше 100 тыс. человек, а в целом розница такого рода займет не менее 10% российского одежного рынка. Большую часть новой розницы составят монобрендовые магазины преимущественно женской одежды.Задача довольно амбициозная, однако в модном бизнесе руководители новых одежных проектов не новички. Например, Илья Буздин (руководит сетями Sultanna Frantsuzova и Evgenia Ostrovskaya) Индивидуальность вместо унификации До недавнего времени отечественных игроков в среднем сегменте российского одежного рынка почти не было. Исключение составляли разве что компании Vassa или Gota, однако они присутствовали всего в нескольких российских городах. Федеральные же сети одежды, такие как Sela, Oggi, O’stin, Savage, работали исключительно в массовом сегменте рынка (средний чек от 30 до 60 долларов). Эти компании около десяти лет назад первыми сформировали в России предложение дешевой брендированной одежды: до их появления на рынке был либо безмарочный импорт из Азии, либо дорогая одежда из Европы. Российские одежные сети стали работать по типичной для модной индустрии схеме бизнеса: выстраивали сеть магазинов по стране, а коллекции для нее шили на китайских фабриках. Аутсорсинг в Азии как нельзя лучше подходил для выпуска массового ассортимента - больших партий повседневной одежды, не слишком подверженной капризам моды. Российские сети недорогой одежды развивались успешно: их темпы роста составляли 15—20% в год. Самую большую сеть удалось построить компании Sela - сегодня в ней более 500 магазинов. Сети других ритейлеров также насчитывают сотни магазинов. Однако в последние два года темпы роста массовых компаний существенно сократились: до 10% в год. По мнению аналитиков рынка, это связано с усилением конкуренции в массовом сегменте. В последние годы в Россию пришло множество западных сетей недорогой одежды: Froggi, Jenifer, Terranova и проч. "Наши компании вряд ли могут переиграть иностранцев по цене, которая является главным конкурентным преимуществом на массовом рынке", - отмечает Анна В этих условиях российские одежные компании обратили внимание на средний сегмент рынка одежды, который растет заметно быстрее всего рынка. По данным маркетингового агентства Symbol Marketing, его динамика составляет 20—25%, в то время как темпы роста всего российского рынка одежды не превышают 15%. Работа в этом сегменте не требует столь жесткого контроля издержек, как на массовом рынке, и предоставляет компании гораздо больше возможностей для конкуренции в инновациях. "Решающие факторы конкурентоспособности в этом сегменте - не низкая себестоимость и огромные обороты, а качество продукта и интересная рекламная политика", - говорит Ксения Гришина, дизайнер, владелица одежной сети Xenia. Однако при всей своей привлекательности работа в среднем сегменте достаточно сложна для отечественных компаний. Этот сегмент в России сформировали такие западные компании, как MEXX, Benetton, Morgan, Бонусы, роскошь и розница Предложить дизайнерскую одежду по доступной цене было действительно удачным решением: все западные именные марки - Prada, Chanel, Armani, Dolce & Gabbana и другие - несравненно дороже и относятся к категории "люкс". Правда, для этого требовалось соединить дизайн и серийное производство - задача непростая для российских компаний. "В нашей стране долгое время не было художников, способных работать в промышленности, - говорит Александр Мироненко, коммерческий директор компании Yudashkin Jeans. - Хотя их креатив и вызывал интерес у байеров, шить промышленные коллекции наши художники не могли: у них не было оборотных средств, чтобы привезти ткани и обеспечить продвижение. Поэтому их идеи почти никогда не имели коммерческого продолжения". Новые одежные ритейлеры от прошлого бизнеса имели готовую инфраструктуру для развития проектов. Нужно было только выбрать дизайнеров. "Мы выбирали художника только по одному критерию - его стиль должен быть узнаваемым", - говорит Илья Буздин. Только авторский стиль может противостоять однотипности западных брендов среднего уровня На данный момент это оказалось попаданием в точку. Дизайнерские сети группы "Ж" - Sultanna Frantsuzova и Evgenia Ostrovskaya - сегодня уже насчитывают 29 и 15 магазинов соответственно. На днях будет запущен проект сети гонконгского дизайнера Sonie Li. Вроде бы неплохи и коммерческие показатели проектов: по словам Быстрое развитие сетей обусловлено тем, что их открывают давние партнеры "Ж" по обувному бизнесу. На эффективность бизнеса влияет и правильный подбор пула дизайнеров, представляющих совершенно разные стилевые направления. Так, коллекции магазинов Sultanna Frantsuzovа - это романтическая ностальгия, коллекции Evgenia Ostrovskaya - тинейджерский задор, коллекции Sunie Li - офисная классика. В планах Однако, по мнению специалистов, главная причина быстрого успеха группы "Ж" - грамотная ценовая политика. "Магазины одежды группы «Ж» по заявленным ценам позиционируются У другой отечественной дизайнерской сети одежды - Yudashkin Jeans (сегодня в нее входит пять магазинов) -позиционирование, напротив, строго выдержано Правда, на рынке есть мнение, что бренд Yudashkin Jeans в большей степени выведен для дополнительной раскрутки первой линии. "Об этом говорит тот факт, что компания тратит совсем небольшие деньги на продвижение и почти не дает рекламы, что довольно странно в начале пути", - говорит Наконец, третий дизайнерский проект - сеть магазинов Zimaletto, запущенная на днях компанией Sela. Бренд Zimaletto известен россиянам по сериалу "Не родись красивой" и был специально выкуплен владельцами Sela у телекомпании "Амедиа". Диверсификация Sela была просто необходима: их массовая сеть достигла максимума, в последний год у нее стали снижаться темпы роста. Новая сеть Zimaletto позиционируется Впрочем, специалисты считают, что в компании Zimaletto основной упор будет сделан не на дизайн и стиль, а на масштабные розничные ресурсы, которые есть у Sela. "На наше предложение развивать новую сеть Zimaletto откликнулись почти все наши франчайзеры, причем когда Обогнать быструю моду Специалисты уверены, что рынок дизайнерской одежды перспективен в России - лояльность отечественным маркам растет. "Еще В ближайшее время в России будут развиваться и другие сети дизайнерской одежды. Недавно заявили о масштабной региональной экспансии российские одежные компании Vassa и Xenia, развивается проект создания сети дизайнерской одежды компании "Крокус", собирается открывать сеть магазинов российский дизайнер Денис Симачев под одноименным брендом. Однако, несмотря на перспективность рынка, новые сети могут столкнуться с ограничениями в развитии. Главное из них - усиление конкуренции со стороны импорта. Высокие темпы роста одежного рынка продолжают привлекать в Россию "средние" иностранные компании. В этом году, например, ожидается приход в Россию уже упомянутой нами компании Top Shop и Bershka (как и Zara, принадлежит испанскому холдингу Inditex, специализируется на кичевой молодежной одежде). Преимущества этих компаний - многолетние навыки работы в режиме fast fashion - выпуск одежды небольшими партиями и быстрое обновление коллекций. Российские производители уступают западным прежде всего в ассортименте. "Главный недостаток российских коллекций - недостаточное количество артикулов, - говорит пожелавший остаться анонимным дистрибутор компании Benetton во Владивостоке, работающий также с одной из новых российских одежных сетей, - кроме того, отечественные коллекции часто не поступают в нужные сроки". Дистрибуторы отмечают и довольно узкий размерный ряд отечественных коллекций: в нем, как правило, присутствуют всего Чтобы существенно расширить ассортимент, российским компаниям нужны большие заказы, а значит, динамичное развитие розницы - что и происходит. С другой стороны, бурное развитие ритейла вступает в противоречие с изначальной идеей дизайнерской одежды - ее эксклюзивностью. Эксклюзивной одежды не может быть слишком много. Это касается в первую очередь дизайнерских магазинов компании "Ж", которые развиваются сегодня наиболее динамично. Вскоре перед компаниями встанет непростая задача найти баланс между эффективным развитием и уникальностью предложения. Помимо ассортимента ключевое преимущество иностранных компаний - быстрая смена коллекций. Inditex, например, создает до 18 коллекций в год, стимулируя потребителей как можно чаще заходить в магазины. Отечественные же компании создают в год не более Новые российские одежные сети уже начинают двигаться в этом направлении: так, группа "Ж" монтирует швейные мощности в Весьегонске (Тверская область), ведутся переговоры об аутсорсинге с несколькими отечественными фабриками в Yudashkin Jeans и Zimaletto. По словам представителей компаний, сегодня развитие производства одежды в России сдерживают даже не устаревшие мощности (все наши крупные швейные фабрики уже закупили современное оборудование), а недостаток конструкторов, высокопрофессиональных швей, технологов. "В отечественной швейной индустрии сегодня есть только рабочие и управленцы, но нет профессионалов среднего звена, на которых держится любое производство", - говорит Илья Буздин. Очевидно, что российским одежным компаниям нужно будет формировать кадры самостоятельно - создавать обучающие центры для работников швейной индустрии. Это потребует дополнительных усилий, однако, если российские компании не будут этим заниматься, на отечественные швейные фабрики придут иностранные игроки. "Как известно, операторы fast fashion всегда производят свои коллекции рядом с местами продаж. Сегодня западные производители уже размещают заказы на фабриках Украины и Белоруссии. В ближайшее время они начнут использовать и возможности отечественной швейной индустрии", - говорит Постоянная ссылка на статью:
|