Темпы экспансии сотовых компаний за пределы России стремительно снижаются. О прорывах за границы бывшего СССР и крупных покупках в дальнем зарубежье операторам, по мнению экспертов, стоит забыть на неопределенный срок. Экспансия в СНГ пока более результативна, однако запас инвестиционно привлекательных активов на этом рынке ограничен. Поэтому сотовым операторам сейчас приходится решать нелегкую задачу — как, заморозив географическое расширение бизнеса, сохранить былые темпы роста прибыли или как минимум не уронить существующую доходность.

Граница на замке

В течение нескольких последних лет операторы «большой тройки» (МТС, «Вымпелком» и «МегаФон») и их акционеры (АФК «Система», Altimo и «Телекоминвест») пытались закрепиться в дальнем зарубежье. Под прицелом россиян были развивающиеся страны, в которых уровень проникновения мобильной связи и конкуренция слабы, а население и темпы экономического роста, напротив, велики. Среди стран, где российская «тройка» предпринимала попытки скупить мобильных операторов или получить новую лицензию,- Китай, Ливан, Индия, Турция, Египет, Сербия, Пакистан, Ирак, Саудовская Аравия, Судан. И следовавшие одна за другой неудачи на этом пути не охлаждали пыл ни самих инвесторов, ни аналитиков, ни прессы — то ли в силу национальной бесшабашности и оптимизма, то ли из-за квасного патриотизма.

Впервые официальное признание недоступности сотовых активов в дальнем зарубежье прозвучало в середине сентября 2006 года из уст гендиректора ЗАО «Система-Телеком» Сергея Щебетова. «Количество выставляемых на продажу телекоммуникационных активов гораздо меньше, чем желающих их приобрести. То есть рынок перегрет, и это отражают суммы всех последних сделок»,- заявил господин Щебетов. Он отметил, что в последнее время происходит все больше крупных сделок (стоимостью $10 млрд и выше), причем покупатели теперь готовы расплачиваться не акциями, а наличными деньгами. Самыми богатыми игроками, по словам главы ЗАО «Система-Телеком», являются операторы из арабских стран — Etisalat, кувейтский Mobile Telecommunications Company (MTC Group) и египетский Orascom. Эти игроки, по мнению Сергея Щебетова, существенно переплачивают за активы. Например, «Система» была готова заплатить за турецкий Telsim не более $3,2—3,3 млрд, но Vodafone предложил на $1,3 млрд больше. В случае с продажей GSM-лицензии в Египте «Система» и МТС оценивали ее максимум в $1,1—1,2 млрд, но Etisalat дал $1,7 млрд сверху, взвинтив таким образом начальную цену в семь раз. «Итоговая цена лицензии — $2,9 млрд — оказалась эквивалентна 3% ВВП Египта и на 30% выше, чем капитализация действующего египетского оператора MobiNil, обслуживающего 7 млн абонентов»,- говорит господин Щебетов.

Теперь «Система» решила сосредоточиться на России и странах СНГ, но полностью от «дальних походов» не отказалась — они отложены на пару лет. «Каждые шесть лет на мировом телекоммуникационном рынке происходит коррекция,- объясняет глава ЗАО 'Система-Телеком'.- В последний раз она случилась в 2001 году, поэтому следующей коррекции рынка мы ожидаем в 2007—2008 годах. После этого цены упадут. Пока наш фокус будет сосредоточен на России и странах СНГ. За рубежом нас пока будут интересовать лишь отдельные выгодные сделки, которые мы сопроводим тщательным анализом».

Единственный успех российских телеком-холдингов за рубежом — покупка в ноябре 2005 года компанией Altimo 13,22% акций турецкого GSM-оператора Turkcell. Но глава Altimo Алексей Резникович недавно сам назвал эту сделку штучной и признал, что на совершение подобных покупок требуются годы работы.

Поход в СНГ

Несмотря на мрачные прогнозы аналитиков, участники «большой тройки» полны оптимизма. Президент МТС Леонид Меламед прогнозирует рост сотового рынка России и остальных стран СНГ почти в 2,5 раза к 2015 году. «Сегодня объем сотового рынка СНГ составляет $15 млрд в год, а к 2015 году он возрастет до $35 млрд»,- утверждает господин Меламед, отмечая, что уровень ARPU к этому времени поднимется до $13 в месяц. Расчет Леонида Меламеда базируется на том, что в России и других государствах СНГ сотовой связью пока не пользуются примерно 70 млн человек (из них 30 млн в России). При этом, по расчетам господина Меламеда, для расширения сотового рынка СНГ на $20 млрд сотовым операторам потребуется вложить $9 млрд (эта роль отводится преимущественно участникам российской «большой тройки»).

«Строительство и расширение сотовых сетей требуют инвестиций в размере $100 на каждого нового абонента, то есть на стройку к 2015 году придется потратить порядка $7 млрд,- подсчитывает глава МТС.- Плюс не более $2 млрд понадобится на скупку активов в тех регионах России и странах СНГ, где операторы 'большой тройки' еще не присутствуют». По оценке Леонида Меламеда, МТС, «МегаФон» и «Вымпелком» способны без ухудшения кредитных рейтингов легко взять в долг около $12 млрд. Трехмиллиардный запас может им пригодиться для строительства сотовых сетей третьего поколения, если лицензии 3G будут выданы в России и других странах СНГ.

Исполнительный вице-президент «Вымпелкома» Николай Прянишников также видит перспективы в «домашнем» рынке. «В условиях насыщения рынка сотовой связи в России мы нацелены на увеличение доли рынка по доходам, сконцентрировавшись на сегменте высокодоходных абонентов. Это не значит, что мы перестали думать о росте абонентской базы, просто подход 'Вымпелкома' стал более избирательным — нам нужна более качественная абонентская база»,- говорит господин Прянишников.

«Нельзя сказать, что пространство бывшего СССР освоено,- добавляет господин Прянишников.- В тех странах, где 'Вымпелком' присутствует, мы будем активно развивать бизнес. Главное здесь — быстрая интеграция приобретенных компаний. Для того чтобы увеличивать доходы, 'Вымпелкому' вовсе не обязательно выходить за пределы СНГ, делая покупки по завышенной цене».

«Вымпелком» имеет дочерние компании в шести странах СНГ, МТС — в четырех, «МегаФон» — в одном Таджикистане. «Да, 'МегаФон' позже идет в СНГ, но ведь и на российском рынке эта компания появилась позже конкурентов,- говорит Пер Улоф Шостедт, глава российского представительства одного из акционеров МТС компании TeliaSonera.- Долгое время в России было достаточно места для расширения бизнеса, и только сейчас, когда федеральная сеть в основном построена, когда появились свободные финансовые и прочие ресурсы, можно обратить взор на соседние страны. Конечно, можно пойти путем конкурентов и скупать сотовые активы в СНГ. Это не исключено. Но есть и иной путь — остаться в России и сосредоточить усилия на строительстве здесь сети 3G».

Традиционные сотовые

Дальнее зарубежье манило российских сотовых операторов потому, что там они могли просто повторить то, что сделали в России. Водворение в российские границы заставляет их думать о новых видах бизнеса, ведь заработать на обычной сотовой связи становится все труднее. По данным исследовательской фирмы ACM-Consulting, к началу октября 2006 года количество активных SIM-карт в России составляло 101,2% от численности населения страны. При этом среднемесячный доход на одного абонента (ARPU) в российских сотовых сетях едва превышает $6. «По темпам ежегодного прироста даже межрегиональные компании 'Связьинвеста' догнали операторов мобильной связи. Результат налицо — акции сотовых операторов перестали покупать»,- отмечает старший аналитик по телекоммуникациям компании «Тройка Диалог» Андрей Богданов.

Заместитель министра информтехнологий и связи РФ Дмитрий Милованцев считает, что сотовая связь в сегодняшнем виде не только не имеет перспектив роста, но, напротив, будет нещадно вытесняться с рынка технологиями широкополосного беспроводного доступа. «Сейчас драйвером роста телекоммуникационного рынка стал широкополосный доступ»,- утверждает Милованцев. При этом он подчеркивает, что схожие широкополосные сервисы можно предоставлять в широчайшем диапазоне радиочастот — от 450 МГц до 10 ГГц.

«В течение последнего десятилетия рынки сотовой и фиксированной связи были абсолютно разными и развивались параллельно. Но с появлением широкополосных технологий, прежде всего беспроводных Wi-Fi и WiMAX, в фиксированных сетях стали появляться те же услуги, что и в мобильных. Более высокие скорости позволяют игрокам рынка фиксированной связи переигрывать сотовых операторов. Такие востребованные услуги, как цифровое телевещание и высокоскоростная передача данных или доступ в интернет, гораздо эффективнее в фиксированных сетях, чем в сотовых»;,- говорит Брайан Поттеррилл из PricewaterhouseCoopers.

Дмитрий Милованцев также полагает, что сотовые операторы начинают проигрывать игрокам рынка широкополосного доступа, и даже предлагает ввести новый термин «традиционные сотовые операторы»; (ТСО). «Прежде мы применяли термин 'традиционные операторы' к участникам рынка фиксированной связи, но уже пора говорить о ТСО. Они стали совершенно идентичными, но с ними начинают конкурировать более новые широкополосные технологии»,- говорит замминистра информтехнологий и связи. Он подчеркивает, что сотовую связь можно заменить уже практически везде: на работе и дома за счет фиксированных сетей, а в общественных местах — за счет массово распространившейся технологии Wi-Fi. «В итоге для сотовой связи остается одно применение — в дороге, но и тут в конкуренцию с ней вступают новые технологии, такие как открытый стандарт WiMAX, технология WiBro от Samsung или система iBurst производства японской фирмы Kyocera,- говорит Дмитрий Милованцев.- Поэтому у сотовых операторов один выход — развивать конвергентные сервисы более сложные, чем голосовая связь, дающая им сегодня 80% дохода. В противном случае их ждет неминуемая потеря доли рынка».

Конвергентная мода

Первые шаги в сторону конвергенции уже делают и зарубежные операторы, и их российские коллеги. Наиболее модной является услуга совмещения фиксированной и мобильной связи — FMC (Fixed-Mobile Convergence). Летом 2005 года такой сервис запустил British Telecom, договорившийся о сотрудничестве с крупнейшей в мире сотовой компанией Vodafone. Сервис, который продвигается под брэндом BT Fusion, позволяет абонентам Vodafone в Великобритании при нахождении дома звонить с мобильного телефона за 5,5 пенса в час вечером и в выходные дни (или по три пенса за минуту в рабочее время). Для этого требуется лишь купить у ВТ за £80 специальное устройство Home Hub, которое направляет звонки с мобильного телефона в фиксированную сеть ВТ. При этом ВТ во всех информационно-рекламных материалах подчеркивает, что услуга BT Fusion не требует отказа от обычного домашнего телефона (с отдельным номером).

В самом конце сентября 2006 года более продвинутый сервис FMC анонсировал французский оператор Orange, входящий в тройку крупнейших сотовых компаний Европы. Услуга, коммерческий запуск которой Orange обещает в начале 2007 года, продвигается под маркой Unique Phone. Услуга Unique Phone будет доступна во Франции, Великобритании, Нидерландах, Испании и Польше, базируясь на сотовой сети Orange и фиксированной инфраструктуре его материнской компании France Telecom. «Дома мобильный телефон Unique Phone действует в режиме Wi-Fi, и все звонки маршрутизируются через интернет. Стоит выйти наружу, и Unique Phone становится обычным сотовым телефоном — в этом режиме все звонки направляются в сотовую сеть. При этом значок на экране телефона постоянно указывает, в какой сети находится абонент в данный момент»,- говорит генеральный директор Orange Санжив Ахуджа. Он отмечает, что Unique Phone предполагает единый телефонный номер, один абонентский терминал (и одну книгу контактов на нем), а также общий счет за все услуги от Orange. Пока Orange сообщает о наличии трех моделей терминалов GSM/Wi-Fi — Motorola A910, Nokia 6136 и Samsung P200, но прогнозирует появление новых аппаратов к моменту запуска услуги.

Не отстают и российские операторы. В начале октября 2006 года компания «Голден Телеком» (ГТ) анонсировала запуск в первом квартале 2007 года конвергентной сети, объединяющей фиксированную и мобильную связь на всей территории Украины. Базой для нее станут собственная GSM-сеть (ГТ) и фиксированная инфраструктура (включая хот-споты Wi-Fi). Абоненту для пользования новым сервисом потребуется двухрежимный терминал GSM/Wi-Fi. При нахождении в зоне действия сети Wi-Fi (например, в офисе) тарифы на связь будут такими же, как в обычных сетях фиксированной телефонии, а вне хот-спотов терминал будет автоматически превращаться в GSM-телефон с тарификацией по сотовым тарифам. При этом телефонный номер, который получит абонент FMC, будет единым. Главный управляющий компании «Голден Телеком» Жан-Пьер Вандромм добавил, что в зоне действия сети Wi-Fi терминал можно будет использовать и для просмотра телевизионных программ. «Сети GSM и даже 3G слишком медленные. Для меня широкополосные технологии начинаются со скорости 1 Мбит/с,- говорит господин Вандромм.- Wi-Fi поддерживает такие скорости, что открывает доступ к полноценному видео на мобильный терминал».






Постоянная ссылка на статью: