Предоставляем скидки и сводим налоговые риски к минимуму
Лектор семинара: О. А. Шаркаева Скидки – хорошая возможность привлечь покупателей. Особенно в условиях постоянно снижающегося из-за кризиса потребительского спроса. Но таким инструментом, как скидка, необходимо пользоваться очень осторожно. Потому что неудача может обернуться претензиями со стороны налоговых инспекторов и доначислением налогов. Чтобы этого не произошло, читайте конспект семинара. ВАРИАНТ 1. Установлены скидки к цене товара . Все скидки условно можно поделить на две группы. К первой группе относятся скидки, которые изменяют цену товара. Ко второй – скидки, которые не связаны с изменением цены товара. Они предоставляются, как правило, за достижение определенного объема покупок или выполнение иных условий договора. К такому виду скидок относятся, в частности, бонусы и денежные премии. Но о них мы поговорим чуть позже, а сейчас – о первой группе скидок, которые снижают стоимость каждой единицы товара. Такие скидки могут быть предоставлены как в момент реализации, так и после реализации товара. Начнем с самого простого варианта. Предположим, продавец предоставляет скидку в момент продажи товара. Например, в связи с тем, что покупатель внес стопроцентную предоплату. В этом случае в учете продавца отражается реализация сразу по сниженным ценам. Цена товара в первичных документах и счете-фактуре указывается уже с учетом скидки. Очевидно, что такой вариант поощрения покупателя никаких последующих корректировок в учете и документах не требует. У бухгалтера не будет головной боли и со скидками, которые предоставляются покупателям по итогам прошедших продаж на будущие отгрузки. Например, ценовая политика может быть такова: после того, как покупатель приобретает товар на сумму 500 000 рублей, он получает право на скидку 10 процентов при последующих покупках. Такие скидки также учитываются в момент отгрузки при формировании цены реализации товара. Соответственно выручка признается сразу с учетом скидок. Проблемы возникают при так называемых ретроспективных скидках. То есть когда скидка предоставляется задним числом и снижает цену на уже проданный товар. В этом случае продавцу придется вносить изменения в «первичку», счета-фактуры и подавать уточненные декларации по налогу на прибыль и НДС. Чиновники настаивают, что корректировать налоговые базы по прибыли и НДС следует в том отчетном периоде, в котором состоялась реализация товара. Так разъясняют Минфин России и налоговая служба. ( Письма Минфина России от 26 июля 2007 г № 03-07-15/112, ФНС России от 30 августа 2007 г № ШС-6-03/688 @ ) Что касается корректировки базы по НДС, порядок такой. Сначала продавец исправляет первичные документы и счета-фактуры с учетом скидки. Причем он корректирует как свои экземпляры документов, так и экземпляры покупателя. Далее он вносит изменения в книгу продаж за тот период, когда товар был реализован. Для этого оформляется дополнительный лист, в котором делаются две записи. Одна – об аннулировании старого счета-фактуры, вторая – о регистрации исправленного. Затем подается уточненная декларация по НДС. Для покупателя такие ретроскидки еще более проблематичны. Ему придется в периоде отгрузки восстановить весь «входной» НДС по товарам, на которые он теперь получил скидку. Это означает, что нужно будет подать «уточненку» за период покупки товара, заплатить возникшую недоимку и пени. А вот принять налог к вычету снова, но уже по исправленному счету-фактуре покупатель сможет только в текущем квартале. Согласитесь, такая перспектива вряд ли кого обрадует, особенно если процент скидки меньше ставки НДС. Таким образом, как видите, снижение цены путем ретроскидок не самый удачный способ. Поэтому по возможности лучше снижать цены по текущим или будущим поставкам. КОНТРОЛЬ ЦЕН Теперь что касается вероятности контроля цен со стороны налоговых органов. Если колебание цен при продаже идентичных или однородных товаров в течение непродолжительного периода времени превышает 20 процентов, налоговые инспекторы могут проверить цены на соответствие рыночным. Такое право им дает подпункт 4 пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса РФ. И если окажется, что цена товара отклоняется от рыночной цены более чем на 20 процентов, то сделку инспекторы могут пересчитать по рыночной цене. В результате организации будут доначислены налоги и пени. На самом деле контроля цен можно избежать, даже если цены снижены на 80 процентов. Для этого важно правильно оформить документы. Дело в том, что, согласно пункту 3 статьи 40 Налогового кодекса РФ, рыночная цена определяется с учетом скидок, обычных для сделок между невзаимозависимыми лицами. В частности, при этом учитываются скидки, вызванные: – сезонными и иными колебаниями спроса на товары; – потерей товарами качества или иных потребительских свойств; – приближением сроков годности или реализации товаров; – маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров; – реализацией опытных моделей и образцов товаров. Соответственно у вас должны быть документы, подтверждающие, что предоставление тех или иных скидок обусловлено ценовой политикой компании. Таким документом прежде всего является маркетинговая политика. В ней подробно прописываются виды скидок, основания и порядок их предоставления. Для того чтобы система скидок была более гибкой, целесообразно закрепить в маркетинговой политике только общие положения снижения цен. А конкретный размер скидок указывать в более мобильных документах, например в прайс-листах или приказах руководителя. Если вы скидки предоставляете в зависимости от объемов, разбейте прайс-лист на колонки. В первой колонке пропишите цены за выборку одного объема товаров, во второй – цены за другой объем и т. д. Здесь уже статью 40 Налогового кодекса РФ проверяющие точно не применят. Так как условия в целях контроля цен должны быть идентичными, а они у вас меняются. Следующий нюанс. Размеры скидки можно предусмотреть в договоре, но я бы вам не советовала так делать, особенно если скидка превышает 20 процентов. Лучше в договоре сделать отсылку к прайс-листу или указать, что возможно предоставление скидки в соответствии с маркетинговой политикой. – Ольга Анатольевна, а как лучше оформить уценку товара? – Составьте приказ руководителя о проведении уценки. В нем нужно указать причину уценки, например из-за потери качества или окончания срока годности товара. И пропишите, с какого числа начинают действовать скидки. На основании приказа оформляется акт на уценку товаров. Для него предусмотрена специальная форма № МХ-15, утвержденная постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66. ВАРИАНТ 2. Отгрузка бонусного товара. Предположим, в договоре поставки указано, что при достижении определенного объема закупок покупатель получает бонус товаром. То есть покупателю отгружают партию товара бесплатно. Сразу скажу, что бонусные скидки очень невыгодный вариант с точки зрения налогообложения. Дело в том, что передачу бонусного товара проверяющие считают безвозмездной передачей. Хотя на самом деле товар передан не безвозмездно, а после того, как покупатель его «заработал», выполнив определенные условия договора. Но убедить в этом налоговых инспекторов практически невозможно. Поэтому в случае бонусных скидок негативные налоговые последствия возникают для обеих сторон сделки. Продавец должен перечислить в бюджет НДС исходя из рыночной стоимости «подарка» согласно пункту 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ. Поскольку в целях исчисления НДС безвозмездная передача товара признается реализацией. ( Подпункт 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ) В расходах при расчете налога на прибыль стоимость безвозмездно переданного товара не учитывается. Это следует из нормы пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ. Покупатель в налоговом учете отражает доход на основании пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Причем величина этого дохода определяется исходя из рыночной стоимости полученного товара. Сумма «входного» НДС по безвозмездно полученному товару к вычету не принимается. Поскольку не выполняются требования статьи 171 Налогового кодекса РФ. Как видите, бонусный товар – это своеобразная ловушка для обеих сторон сделки. Поэтому такую форму поощрения покупателя лучше не применять. ВАРИАНТ 3. Выплата покупателю денежной премии. Скидка покупателю может быть предоставлена в форме денежной премии. На практике такие премии зачастую выплачивают крупные поставщики своим дилерам, например, за определенный объем закупок, за поставку товаров в новый магазин. Чем интересна скидка-премия для продавца? Во-первых, она не привязана к стоимости товара. А это значит, что не нужно возвращаться в прошлые периоды и делать корректировки, поскольку цена товара не меняется. Во-вторых, такую скидку продавец при расчете налога на прибыль включает во внереализационные расходы. Расход в виде премии признается на дату оформления соответствующего акта. ( Подпункт 191 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ ) На мой взгляд, скидки в форме премии самые беспроблемные. Единственно, их нужно правильно оформить. Все расходы, согласно требованиям налогового законодательства, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. ( Пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ) Скидки-премии лучше зафиксировать в маркетинговой политике. А в договоре прописать условия, при которых у покупателя появляется право на такие скидки. Кроме того, у вас должен быть акт о том, что покупатель выполнил условия договора, дающие право на скидку. – Ольга Анатольевна, может ли поставщик принять к вычету НДС с суммы выплаченной покупателю премии? – Если премия выплачена не за продвижение товара, то ее сумма НДС не облагается. Соответственно и принимать к вычету нечего. К таким премиям, в частности, относятся плата за вход в розничную сеть, за включение товарных позиций в ассортимент магазина, разовая выплата за открытие нового магазина. Другое дело, когда поставщик платит дилеру за мерчандайзинговые услуги, например за приоритетную выкладку товаров или размещение полного ассортимента на полках магазина. Это как раз премии за продвижение товара. По мнению чиновников, они облагаются НДС у покупателя. Соответственно продавец сможет принять по ним «входной» НДС к вычету. Вы можете посмотреть письмо Минфина России от 26 июля 2007 г. № 03-07-15/112 . ВАРИАНТ 4. Списание части задолженности покупателя. В договоре могут быть предусмотрены условия, при выполнении которых поставщик списывает часть задолженности покупателя. Например, если покупатель увеличит в два раза объем закупок. Такой вариант поощрения также можно рассматривать как скидку без изменения цены товара. Но если вы решите дать покупателю такую скидку, будьте готовы к налоговым спорам. Дело в том, что уменьшение задолженности покупателя налоговики могут посчитать прощением долга. Соответственно учесть сумму списанной «дебиторки» в расходах при расчете налога на прибыль вы не сможете. ( Пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ) Так считает и Минфин России в письме от 12 июля 2006 г. № 03-03-04/1/579. Хотя точка зрения чиновников небесспорна. Ведь в данном случае долг прощается не безвозмездно, а в обмен на определенные действия покупателя. Но убедит ли это судей, спрогнозировать трудно. Покупателю сумму такой скидки придется включить в доходы. Кроме того, налоговые инспекторы могут потребовать от него восстановить «входной» НДС в части списанной кредиторской задолженности.
Автор: О. Шаркаева Журнал "Семинар для бухгалтера" Постоянная ссылка на статью:
|