Утвержден порядок мониторинга качества финансового менеджмента, выполняемого главными администраторами средств федерального бюджета. Новшест-ва комментирует Станислав Сергеевич Бычков, начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России.

Поправки были необходимы
Условия контроля качества финансового менеджмента, которые проводят главные распорядители средств федерального бюджета (ГРБС), определены приказом Минфина России от 10 декабря 2007 г. № 123н. Именно этим нормативным актом была введена система показателей, характеризующих исполнение бюджета. Однако системы оценок им установлены не были. Также приказом № 123н не определены правовые последствия для главных распорядителей средств федерального бюджета в зависимости от указанных характеристик. Отсутст-вовали и показатели, определяющие результативность (эффективность) использования бюджетных средств. С учетом этих недостатков старой системы приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. № 34н определен порядок мониторинга качества финансового менеджмента.

Основные нововведения
Для оценки качества управления бюджетными средствами с целью принятия управленческих решений на уровне выс-шего органа исполнительной власти необходимо проведение мониторинга качества финансового менеджмента, осуществ-ляемого главными администраторами средств федерального бюджета (ГАБС). Мониторинг проводит Минфин России.
Новый приказ № 34н устанавливает:
— единую систему показателей на постоянной основе (то есть не только на 2009 год, но и на последующие периоды);
— систему оценивания качества финансового менеджмента (рейтинг);
— порядок взаимодействия Минфина России с участниками бюджетного процесса по обмену необходимой информацией с учетом отраслевых особенностей.

Утверждена единая система показателей
Система показателей качества финансового менеджмента содержит восемь групп (направлений), по которым оценивается качество всех процедур бюджетного процесса, осуществляемых ГАБС.

Группа 1 — среднесрочное финансовое планирование. С помощью показателей этой группы анализируются процедуры, связанные с планированием бюджета (такие, как подготовка реестров расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований, ведомственных целевых программ и государственных заданий).

Группа 2 — исполнение бюджета по расходам. Анализируется качество исполнения бюджета по расходам путем подсчета показателей:
— характеризующих равномерность расходования бюджетных средств;
— дающих представление об объеме кредиторской задолженности;
— описывающих соответствие документов данным Сводного реестра участников бюджетного процесса;
— определяющих охват бюджетополучателей системой электронного документооборота с органами Федерального казначейства.

Направленность управления бюджетом
Финансовый менеджмент - неотъемлемый элемент программно-целевого бюджетного планирования. Он направлен на повышение результативности бюджетных расходов (концепция, утвержденная постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249).
Система финансового менеджмента в государственном секторе охватывает: систему планирования бюджета; администрирование доходов бюджета; исполнение утвержденных бюджетных ассигнований; учет и контроль исполнения бюджета; управление государственными активами и обязательствами.

Группа 3 — исполнение бюджета по доходам. В данном случае оценивается и анализируется качество исполнения бюджета по доходам. Группа включает в себя показатели качества финансового менеджмента, отражающие качество поквартального прогнозирования доходов, управления дебиторской задолженностью, а также качество нормативно-правовых актов по администрированию доходов федерального бюджета.

Группа 4 — учет и отчетность. Содержит показатели, характеризующие проведение ГАБС организационных мероприятий в части ведения бюджетного учета и отчетности с учетом отраслевых особенностей.

Группа 5 — контроль и аудит. Предусматривает показатели качества финансового менеджмента в части организации системы внутреннего контроля.

Группа 6 — исполнение судебных актов. Включает показатели качества финансового менеджмента, связанные с определением качества работы юридических подразделений при рассмотрении судебных исков.

Группа 7 — кадровый потенциал. Показателями этой группы анализируется потенциал работников центрального аппарата главного администратора средств бюджета по качественному управлению бюджетными средствами.

Группа 8 — управление активами. Включает в себя показатели, которые характеризуют качество управления нефинансовыми активами.
Очевидно, что наполняемость показателями этих групп может и должна меняться с течением времени. Так, например, существует очевидная потребность в наличии показателя, описывающего перевод операций с наличностью у бюджетополучателей на банковские карты (это станет возможным после проведения всех технических мероприятий в органах Федерального казначейства по созданию соответствующей инфраструктуры).
Однако ясно, что сама структура системы показателей останется неизменной.

Введены новые показатели качества
Система показателей качества финансового менеджмента содержит два новых набора показателей (по сравнению с приказом № 123н). К первому относятся показатели, с помощью которых оценивается качество нормативно-правовых актов ГАБС. Ко второму — показатели, характеризующие внедрение программ-ного бюджета.

Оценка характеристик нормативно-правовых актов
В приказе № 123н присутствовали показатели, которые отражали наличие нормативно-правовых актов в части составления исполнения бюджета.
Но само по себе наличие нормативного акта еще не обеспечивает нормальный процесс работы и финансовый менеджмент ГАБС. Все же необходимо оценить их качество — определить те требования и критерии, которым должны удовлетворять нормативно-правовые акты, и затем отслеживать их соответствие данным параметрам.

Показатели, характеризующие внедрение программного бюджета
На первом этапе вводятся следующие показатели:
— доля бюджетных ассигнований, представленных в виде ведомственных целевых или долгосрочных целевых программ в общем объеме бюджетных ассигнований ГРБС;
— доля бюджетных ассигнований, представленных в виде государственных заданий по оказанию государственных услуг в общем объеме бюджетных ассигнований ГРБС на оказание государственных услуг.

В дальнейшем группа показателей, характеризующих программный бюджет, будет существенно расширена показателями результативности (эффективности) деятельности ГАБС. Это будет выполнено после четкого иерархического выстраи-вания основных процедур составления бюджета в форме: основные направления деятельности Правительства РФ — доклады о результатах и основных направлениях деятельности — ведомственные целевые программы — государственные задания — обоснования бюджетных ассигнований.
При расчете показателей будут учитываться отраслевые особенности, объективно влияющие на показатели качества финансового менеджмента. Приказом № 34н предусмотрен механизм количественной оценки таких особенностей с целью соответствующей корректировки показателей.

Оценка качества финансового менеджмента
Итак, установлена общая оценка качества финансового менеджмента ГАБС. Она рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной с использованием удельного веса групп показателей, удельного веса самих показателей внутри каждой группы и оценок по каждому показателю.
Общая (интегральная) оценка выставляется по 100-балльной шкале. Она имеет простой наглядный смысл, который заключается в следующем. Если у главного администратора средств бюджета 70 баллов, то управление бюджетными средствами соответствует требованиям бюджетного законодательства и методическим рекомендациям (указаниям) Минфина России всего на 70 процентов.

Вес группы. Он показывает значимость группы показателей в общей оценке. При этом сама по себе каждая группа показателей и каждый показатель важны. Но при их сравнении друг с другом выделяются приоритетные.

По каждому показателю присваивается характеристика по определенной формуле, принимающая значения от 0 до 1.

Формула оценки показателя качества финансового менеджмента. Она зависит от его типа. Первый тип: качественные показатели — это показатели, которые характеризуют качество нормативно-правовых актов в части соответствующих процедур бюджетного процесса. Второй тип: количест-венные показатели, такие как, например, объем кредитор-ской задолженности на конец года.
В зависимости от степени соответствия нормативных актов установленным требованиям ставится оценка по качественному показателю. То есть ее максимальное значение ставится, если нормативный акт удовлетворяет всем требованиям, а 50, 70 процентов (0,5 или 0,7) — если каким-то требованиям не удовлетворяет. Оценка по количественному показателю определяется по формуле, которая определяет отклонения значения показателя от его оптимального значения.

 

Автор: Журнал "Учет в бюджетных учреждениях"



Постоянная ссылка на статью: