Предоставление скидок за раннее бронирование
Такие клиенты выгодны для турфирм, которые ведь тоже получают возможность заранее забронировать места в отелях, билеты на самолеты и прочие составляющие турпродукта и получить дополнительные скидки у своих партнеров. Поэтому нередко за раннее бронирование туров клиентам предоставляются дополнительные скидки. УЧЕТ У ТУРОПЕРАТОРА Условия предоставления таких скидок целесообразно закрепить приказом руководителя турфирмы или, например, прописать в маркетинговой политике турфирмы, которая также утверждается приказом или распоряжением руководителя. Наличие такого документа поможет доказать правомерность признания выручки как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, в том числе и в целях исчисления НДС, с учетом предоставленных скидок. В том случае, если скидка значительна и приводит к тому, что стоимость отдельных путевок оказывается более чем на 20 процентов ниже, чем средняя цена реализации аналогичных путевок за непродолжительный период времени, при доначислении налогов контролеры обязаны учесть скидки, предоставляемые в соответствии с маркетинговой политикой и сезонными колебаниями спроса. В бухгалтерском учете предоставленные скидки не отражаются в качестве самостоятельного расхода – они уменьшают сумму выручки, признаваемую турфирмой. Ведь, согласно пункту 6 ПБУ 9/99 «Доходы организации», выручка должна приниматься к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. А в соответствии с пунктом 6.5 ПБУ 9/99 эта самая «величина поступления и (или) дебиторской задолженности» определяется с учетом всех предоставленных согласно договору скидок (накидок). Именно фактическая стоимость проданной путевки, уже уменьшенная на сумму предоставленной скидки, отражается у туроператора по кредиту счета 90 «Продажи». ПРИМЕР 1 В соответствии с маркетинговой политикой туроператора «Морской берег», если турист бронирует тур и вносит оплату ранее чем за 30 календарных дней до начала поездки, ему предоставляется скидка в размере 5 процентов от стоимости тура. «Обычная» цена путевки в Египет составляет 30 000 руб. Однако турист Матвеев О.П. приобрел путевку с датой выезда 14 июня 2009 года более чем за месяц – 6 мая 2009 года. Поэтому с него взяли всего: 30 000 руб. – 30 000 руб. × 5% = 28 500 руб. Бухгалтер турфирмы «Морской берег» отразит операции по продаже путевки такими записями: ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62 – 28 500 руб. – получено с Матвеева за путевку; ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка» – 28 500 руб. – отражена выручка от продажи путевки (с учетом скидки).
Аналогичные нормы действуют и в случае, если между сторонами заключен агентский договор, в рамках которого агент действует от своего имени. ПРИМЕР 2 Изменим условия примера 1. Предположим, что туроператор «Морской берег» заключил агентский договор с турфирмой «Бриз», которая в качестве турагента будет продавать путевки в Египет. В этом договоре отдельно прописаны условия предоставления скидок туристам, в том числе и 5-процентная скидка за раннее бронирование. Агентское вознаграждение фирмы «Бриз» составляет 10 процентов от продажной стоимости путевки с учетом скидок, предусмотренных туроператором, причем вознаграждение удерживается агентом самостоятельно из сумм, подлежащих перечислению туроператору. Допустим, что турист Матвеев О.П. приобрел путевку в Египет через турфирму «Бриз». В этом случае бухгалтер турфирмы «Бриз» сделает такие записи: ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62 – 28 500 руб. – получено от Матвеева за путевку; ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76 – 28 500 руб. – отражена сумма, причитающаяся туроператору; ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка» – 2850 руб. (28 500 руб. × 10%) – отражена выручка в размере агентского вознаграждения; ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51 – 25 650 руб. (28 500 – 2850) – перечислено туроператору за вычетом агентского вознаграждения.
Фактически сумма предоставленной скидки будет представлять собой убыток турагента. ПРИМЕР 3 Теперь изменим условия примера 2. Предположим, что агентским договором не предусмотрено никаких скидок за раннее бронирование. Иными словами, туроператор не предписывал турагенту предоставлять такие скидки. Однако руководство турагента «Бриз» решило ввести такие скидки как элемент собственной маркетинговой политики, без согласия туроператора. В этом случае расчеты с туроператором по поводу продажи путевки Матвееву О.П., цена которой установлена туроператором в размере 30 000 руб., с дополнительной 5-процентной скидкой нужно будет отражать так: ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62 – 28 500 руб. – получено с Матвеева за путевку; ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76 – 30 000 руб. – отражена сумма, причитающаяся туроператору; ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка» – 3000 руб. (30 000 руб. × 10%) – отражена выручка в размере агентского вознаграждения; ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51 – 27 000 руб. (30 000 – 3000) – перечислено туроператору за вычетом агентского вознаграждения; ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 62 – 1500 руб. (30 000 – 28 500) – списан убыток в размере предоставленной скидки.
Автор: Н. Шишкоедова, доцент кафедры "Бухучет и аудит"", Курганский филиал АТ и СО. Журнал "Учет в туристической деятельности" Постоянная ссылка на статью:
|