Новые требования, усложняющие «упрощенку»

Чиновники не оставляют своими заботами «упрощенщиков», постоянно предъявляя требования, которые делают и без того сложный режим налогообложения все более неудобным.

Вот, например, письмо Минфина России от 5 августа 2004 г. № 03-03-02-04/1/2, где приведены сразу два разъяснения касательно «упрощенной» системы.

Первое из них касается минимального налога, который равен 1 проценту от доходов «упрощенщика». Его уплачивают фирмы, выбравшие в качестве налоговой базы «доходы минус расходы». Делают они это, если исчисленный таким образом единый налог оказался меньше минимального.

Так вот, Минфин России настаивает: если налог, исчисленный в общем порядке, меньше минимального, то образовавшуюся разницу можно учитывать только в конце следующего календарного года.

Мнение министерства основано на следующем. В статье 346.19 Налогового кодекса РФ указано, что при «упрощенке» налоговым периодом является календарный год. А разницу, образующуюся между обычным единым налогом и минимальным, «упрощенщик» вправе включить в расходы только в следующих налоговых периодах. Такой порядок предусмотрен пунктом 6 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ.

Значит, указанную разницу «упрощенщик» не имеет права включить в расходы в течение отчетных периодов следующего года, а только по окончании года.

Пример

ООО «Агат» применяет упрощенную систему налогообложения. В 2004 году доходы фирмы составили 3000000 руб., а расходы – 2850000 руб. Организация определяет объект налогообложения как доходы, уменьшенные на величину расходов.

По итогам 2004 года единый налог составил:

(3000000 руб. – 2850000 руб.) x 15% = 22500 руб.

Минимальный же налог выходит равным:

3000000 руб. x 1% = 30000 руб.

В связи с этим за 2004 год ООО «Агат» пришлось уплатить минимальный налог в размере 30000 руб.

А разницу между минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, – 7500 руб. (30000 – 22500) фирма вправе включить в расходы в 2005 году. При этом бухгалтер учел эту разницу только по окончании 2005 года – при расчете налога за год.

По итогам 2005 года доходы ООО «Агат» составили 5000000 руб., расходы – 3400000 руб.

В результате налоговая база за 2005 год с учетом прошлогодней разницы равна 1592500 руб. (5000000 – 3400000 – 7500).

Сумма единого налога за 2005 год такова:

1592500 руб. x 15% = 238875 руб.

Второе разъяснение минфиновцев посвящено ситуации, когда «упрощенщик» перестал соответствовать условиям, установленным в подпунктах 14 и 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Напомним: в этих подпунктах предусмотрено, что не вправе применять упрощенную систему фирмы, в которых доля участия других компаний (за исключением общественных организаций инвалидов) составляет более 25 процентов или средняя численность работников превышает 100 человек.

В письме утверждается, что те «упрощенщики», которые в ходе своей деятельности нарушили названные условия, обязаны перейти на общий режим налогообложения в том же квартале. Когда именно в течение квартала необходимо совершить переход – в начале квартала, в конце этого периода или же в момент нарушения условий – остается неясным.

Надо отметить, что в Налоговом кодексе РФ нет прямых указаний на то, когда фирмы-«упрощенщики», нарушившие ограничения по численности работников и участию других предприятий в уставном капитале, должны перейти на общий режим налогообложения. И Минфин России этого не отрицает. Чиновники решили исходить из пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ. Там оговорены нарушения двух других условий: «упрощенщик» заработал более 15000000 руб. или же остаточная стоимость его основных средств и нематериальных активов превысила 100000000 руб. В этих случаях фирме нужно перевестись на общий режим с начала того квартала, в котором было совершено нарушение.

Несомненно, Минфину России предоставлено право трактовать нормы законодательства. Однако, на наш взгляд, данное разъяснение сделано некорректно. Ведь тут чиновники провели аналогию юридически неверную.







Постоянная ссылка на статью: