10 способов уменьшения налога на прибыль
10 способов уменьшения налога на прибыльУменьшить налоговые платежи стремится любое предприятие. К примеру, широко известны способы оптимизации налога на прибыль. Правда, «легальная оптимизация» имеет свои нюансы, в которых главному бухгалтеру необходимо хорошо разбираться. Найти и обезвредить И. Угланова, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»Сегодня налоговые контролеры научены в распознании «методов оптимизации» налога на прибыль. Список этих методов не следует закону, а сущность подобных «уловок» давно всем известна. Одним из примеров может служить заключение фиктивного договора с компанией, на счет которой перечисляются денежные средства. Далее эта сумма за вознаграждение фиктивному партнеру возвращается к хозяину, и все остаются довольными. Но не все так просто. Сразу хотим вас заверить, что подобные операции могут возбудить интерес налоговых контролеров при отсутствии обоснованности сделки. По закону, для целей налогообложения принимаются расходы, отвечающие требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса – экономическая оправданность и документальное подтверждение. Однако никто не хочет платить большие налоги, вот и приходится бухгалтерам фантазировать на тему «легальной оптимизации». 10 заповедей для бухгалтера Как известно, объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций ее сумма равна доходам, уменьшенным на величину произведенных расходов (ст. 247 НК). В качестве законного перечня расходов применяется глава 25 Налогового кодекса. Чтобы избежать нежелательных трений с налоговиками, не стоит самовольно расширять этот список. Поэтому рассмотрим 10 законных способов уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Полезные резервы Фирма имеет право создавать резервы, предусмотренные главой 25 Налогового кодекса. Например, разрешается осуществлять расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (ст. 266 НК), расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам или на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (подп. 24 ст. 255 НК), расходы под обесценение ценных бумаг (ст. 300 НК). Здесь оптимизация налогового бремени зависит от установленного учетной политикой способа признания доходов и расходов: кассового метода или метода начислений. В качестве основного метода, применяемого налогоплательщиками, главой 25 установлен метод начислений. Кассовый метод могут применять организации с суммами выручки, которая в течение четырех кварталов без учета НДС не превышала одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК). При использовании метода начислений доходы и расходы для целей налогообложения признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК). Порядок формирования резервов обуславливает их включение в состав расходов текущего периода. В таком случае, используя метод начислений, фирма имеет возможность равномерно распределять свои затраты в течение налогового периода, что поможет сэкономить на авансовых платежах по налогу на прибыль. Обратите внимание: такой способ, по сути, представляет возможность отсрочки платежа, а не уклонения от уплаты. Фирма в текущем периоде уменьшает налог на прибыль, а в следующем уплачивает и т. д. Скидки непростые, а золотые Организация в качестве привлечения интереса к своей продукции или в качестве исполнения трюка «низкие цены» может предоставить покупателю скидку, также фирмы предоставляют скидки или премии как бонус за своевременную оплату товара. Расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, можно принять в состав внереализационных расходов (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК). «Выгодные» убытки Не каждая организация может обойтись без убытков. Как их списать, куда и как при этом уменьшить налог на прибыль? Налоговый кодекс дает по этому поводу объяснение в пункте 2 статьи 265. Так, например, к внереализационным расходам приравниваются потери в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в отчетном (налоговом) периоде (подп. 1 п. 2 ст. 265 НК). С 2007 года Законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ снято ограничение по размеру суммы полученного в предыдущем налоговом периоде убытка, уменьшающего налоговую базу текущего налогового периода по налогу на прибыль организаций. Убытки должны погашаться по сроку давности: сначала самые поздние, потом – более ранние. Перенос убытка на будущее возможен в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором он был получен (п. 2 ст. 283 НК). Подобные «подарки» в новом году обойдутся государству недешево. Так, в заключении на проект Закона «О Федеральном бюджете на 2007 год» в части 8.1.6.4., представленном Счетной палатой Российской Федерации в письме от 8 сентября 2006 г. № 01-1196/15-10 сказано, что это приведет в 2007 году к сокращению доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации на сумму 35,2 млрд. рублей. За всех заплатит государство, как говорится. «Раздутая» аренда и эксплуатация Излюбленный метод многих компаний – завышение затрат по аренде помещения, а также затрат, сопровождающих текущую деятельность организации. Цены на аренду офисов и помещений сейчас действительно не маленькие, поэтому и возникает подобная «оптимизация». Завысить можно и расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии. Такие затраты относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (ст. 253 НК). Увеличить затраты можно по статье «вывоз мусора» или «уборка производственных помещений». Приглашаем маркетолога Если фирма планирует расширить сферу своей деятельности либо провести анализ стабильности своего положения, ей следует изучить ситуацию на рынке, потенциальных конкурентов, возможность возникновения рисков. Для этих целей можно воспользоваться консультационными услугами, а также услугами маркетолога. Такие услуги принимаются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, – «расходы на консультационные и иные аналогичные услуги» (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК). Что касается маркетинговых исследований, то бухгалтер может списать их на расходы по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка, сбору информации. Следует заметить, что последние должны быть непосредственно связанны с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК). Иначе необоснованность занижения базы по налогу на прибыль вызовет подозрения налогового инспектора. При этом нужно доказать не только обоснованность таких затрат, а также их актуальность для фирмы в текущий период. Есть ли у вас товарный знак? Многие компании узнают «по лицу» их товарного знака, который является не только специфичным отличием от других фирм, но и «признаком узнаваемости» у покупателей. Использовать его можно на продукции, визитках сотрудников, в рекламных целях. При этом расходы, связанные с использованием товарного знака, учитывают как периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК). Под эту статью расходов попадают также платежи за пользование правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности. Обратите внимание: фирма может учесть товарный знак как НМА, а после уменьшать налоговую базу на сумму текущих платежей только после регистрации товарного знака в порядке, установленном законодательством (п. 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»). Такое же требование предъявляет Минфин при учете фирмой расходов по покупке у иностранной компании неисключительных прав на программы для ЭВМ, ноухау и фирменное наименование по лицензионному соглашению (письмо Минфина от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/727). Фирма может включить в состав расходов такие затраты, если договор зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте). Так появляется возможность списания затрат на законных основаниях. Не просто форма, а экономия Статус фирмы отражает не только стабильное положение на рынке или конкурентоспособность продукции, но и внешний вид сотрудников. Покупатель более доверительно отнесется к той фирме, которая предложит себя красиво. Об этом стоит позаботиться, а также учесть тот факт, что затраты на форменную одежду принимаются в составе расходов на оплату труда (п. 5 ст. 255 НК). Внимание: это условие выполняется, если форменная одежда и обмундирование выдаются сотруднику бесплатно или по пониженным ценам с переходом права собственности работнику. Существуют конкретные условия, изложенные в письме Минфина от 1 ноября 2005 г. № 03-03-04/2/99. Чиновники считают, что реквизиты фирмы (логотип или товарный знак) должны непосредственно наноситься на униформу, а не на галстук или косынку, а также требуют обосновывать экономическую необходимость такой операции. В трудовых договорах следует предусмотреть обязательное ношение формы и цель такого ношения. Так форменная одежда призвана отражать специфику предприятия и принадлежность сотрудника к конкретной фирме. Ученье – свет, а не ученье – ... налоги Фирма может списать расходы на подготовку и переподготовку кадров в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (п. 3 ст. 264 НК). Такое утверждение содержится и в письме Минфина России от 30 ноября 2006 г. № 03-03-04/2/252. Внимание: учесть расходы, связанные с повышением квалификации работников, как расходы на подготовку и переподготовку кадров, можно, если с сотрудниками заключен трудовой договор. Направлять сотрудников разрешается в российские образовательные учреждения, имеющими соответствующую лицензию, либо в иностранные образовательные учреждения положенного статуса. Амортизацию – в расходы Бухгалтер имеет право списать расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации, расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества в составе внереализационных расходов в том отчетном периоде, в котором произошла ликвидация (письмо Минфина от 17 января 2006 г. № 03-03-04/1/27). Стоимость материалов, оставшихся от списания основного средства, также можно включить в налоговые расходы. Их стоимость будет равна сумме налога на прибыль, исчисленного с рыночной цены. Налоги по плану Налоговое планирование организации основывается на трех подходах к минимизации налоговых платежей:
Однако прежде чем выбрать тот или иной способ учета, организации необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета, и убедиться в правильности сделанного выбора. Это поможет фирме избежать проблем с налоговыми инспекторами. внимание Как известно, существуют скидки, связанные с пересмотром цены товара, и скидки, не связанные с изменением цены товара (письмо Минфина от 15 сентября 2005 г. № 03-03-04/1/190). Из письма Минфина России от 20 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/847 следует, что организация-продавец должна произвести пересмотр суммы задолженности покупателя по договору купли-продажи при предоставлении скидки или премии без изменения цены единицы товара. Внимание: покупатель в этом случае освобождается от имущественной обязанности оплатить приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных ему товаров, то есть полученная скидка или премия рассматривается как безвозмездно полученное имущество (письмо Минфина от 20 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/847). На эту сумму фирма-продавец уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. внимание «Судьи отметили по поводу обоснованности претензии налоговиков следующее: налоговая выгода правомерна, а декларация и отчетность фирмы – достоверны, пока налоговая не докажет иное, – комментирует Алексей Беклемишев, директор аудиторской фирмы «Финстатус». – При этом под налоговой выгодой понимается использование налоговой льготы, вычета по налогу или иное уменьшение размера налога, а также возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Под такое широкое определение налоговой выгоды подпадает и включение затрат в расходы при исчислении налога на прибыль. Чиновники должны как можно скорее понять, что ссылки на «недобросовестный» термин не примет суд, пока не будет конкретных доказательств. Недостаточно указать на наличие большого числа странных на первый взгляд, бизнес-ходов – необходимо обосновать, что в целом в результате таких ходов государство потеряло часть налогов, а у фирмы возникла налоговая выгода. Таким образом, основное бремя доказывания возлагается на инспектора – он обязан доказать основания для принятия своих решений. Организация не должна, но вправе представить доказательства своей правоты». (Постановление ВАС от 12 октября 2006г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). Постоянная ссылка на статью:
|