Учет земли
Учет землиНепроизведенные активы все так же остаются скорее экзотикой, чем обычным явлением в бюджетном учете. Тем не менее бухгалтерам приходится соприкасаться с этой темой. Письмо Минфина России от 26 мая 2006 г. № 02-14-10a/1406 порадовало многих бухгалтеров, ломавших голову над учетом земельных участков. Н.И. ЛЕЙМАН, О.В. ГОРШЕНИНАЮридический аспект – Земельный кодекс; Отметим, что к государственной собственности относится земля, не принадлежащая гражданам, юрлицам и муниципалитетам. Госсобственность на землю подразделяется на: – федеральную собственность (земли, находящиеся в собственности РФ); В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Законом № 122-ФЗ установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества. Вследствие этого бюджетное учреждение, обладающее правом постоянного пользования земельным участком, должно иметь Свидетельство о государственной регистрации прав. Специалисты Минфина России в письме № 02-14-10a/1406 указали, что государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не являются основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету. Учитывая изложенное, авторы письма отметили, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, которыми учреждение имеет право распоряжаться в соответствии с Земельным кодексом. Постановка участка на баланс Непроизведенные активы отражаются в учете по их первоначальной стоимости на момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот. В первоначальную стоимость объектов непроизведенных активов включаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету. Обратите внимание, что земли, которые находятся под зданиями, переданными бюджетным учреждениям в оперативное управление, не подлежат постановке на баланс учреждения. Если учреждение поставило на учет такие земли, необходимо внести изменения в учет и убрать их из баланса. Выкуп за изъятиеВ статьях 9 –11 Земельного кодекса фактически указан покупатель при изъятии путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии, в зависимости от того, для кого ( Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные органы) происходит изъятие, принимают: – федеральные органы исполнительной власти; Землю приобрели и улучшили Затраты на приобретение непроизведенных активов относят на счет 0 106 03 000 «Капитальные вложения в непроизведенные активы». Пример 1 Дебет 1 106 03 330 Дебет 1 106 03 330 Дебет 1 103 01 330 Пример, когда бухгалтеру придется столкнуться с покупкой земли, см. в о врезе "Бюджет является первым покупателем" Требуется оценка Внимание! Оценка земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». У многих бухгалтеров возникают вопросы, какая корреспонденция счетов должна отражать вовлечение непроизведенных активов в хозяйственный оборот, и куда относить дополнительные расходы, например услуги по оценке земли? Бюджет является первым покупателемВ Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» купле-продаже земли посвящена статья 8. В частности, в ней говорится, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки имеет: – субъект Российской Федерации; Исключение – только продажа с публичных торгов. Продавец обязан известить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или, в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок в письменной форме, с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более девяноста дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Отказ от покупки возможен. Однако, если участок будет продаваться по цене, ниже ранее заявленной, или с изменением других существенных условий договора, продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей. Пример 2 Дебет 1 103 01 330 Пример 3 Дебет 1 106 03 330 Обратите внимание на то, что амортизация по непроизведенным активам не начисляется. Выбытие земли – продажи; Пример 4 Дебет 1 205 09 560 Пример отражения хозяйственных операций по реализации земельного участка не содержит записей по начислению НДС, поскольку согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса операции по реализации земельных участков не признаются объектом налогообложения. Внимание! Средства от реализации земельных участков, полученные бюджетными учреждениями, в том числе и органами местного самоуправления, от коммерческой деятельности в настоящее время подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Доходы от реализации земельных участков при определении налоговой базы могут быть уменьшены на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным статьей 252 Налогового кодекса. Авторы - редакторы-эксперты журнала «Бюджетный учет»ЖУРНАЛ ДЛЯ БУХГАЛТЕРОВ О НАЛОГАХ И УЧЕТЕ Постоянная ссылка на статью:
|