О Федеральном бюджете на 2005 год (извлечение)

Федеральный закон от 23.12.04 № 173-ФЗ
Для платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен коэффициент 1,2. Определены условия предоставления бюджетных кредитов в 2005 году.

Текст документа (в zip-архиве)

Федеральный закона, 173-ФЗ официально опубликован и вступил в силу 28 декабря 2004 года. Расскажем о тех положениях Закона № 173-ФЗ, которые затрагивают интересы многих хозяйствующих субъектов.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Прежде всего, рассмотрим те положения Закона № 173-ФЗ, которые касаются налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет.

Коэффициенты платежей

Статьи 17 и 18 Закона № 173-ФЗ изменили размеры некоторых платежей в бюджет.

Чтобы в 2005 году рассчитать минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, надо умножить на коэффициент 1,5 ставки, действовавшие в 2001 году. Они установлены постановлением Правительства от 19 февраля 2001 г. № 127.

А для платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен коэффициент 1,2. Его надо умножить на нормативы, установленные постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344* (опубликовано в «ДК» № 15, 2003).

Обратите внимание. При расчете этих двух видов платежей не надо перемножать коэффициенты за все предыдущие годы.

Налоговые льготы

Закон № 173-ФЗ продлил на 2005 год установленные ранее ограничения по применению налоговых льгот.

Глава администрации города Байконура может предоставлять налоговые льготы только по региональным и местным налогам. Причем такие льготы не могут носить индивидуального характера и должны распространяться только на тех налогоплательщиков, которые производят и реализуют продукцию (работы, услуги) непосредственно на территории города Байконур. Такие ограничения установила статья 46 Закона № 173-ФЗ.

А статья 126 Закона № 173-ФЗ приостановила действие льгот по НДС и акцизам при ввозе товаров из других стран на территорию Особой экономической зоны в Магаданской области. Действие этих льгот федеральный законодатель приостанавливает в течение уже нескольких лет. И нынешний год не стал исключением.

Изменение срока уплаты

В 2005 году налогоплательщики могут получить налоговые кредиты, рассрочки и отсрочки уплаты федеральных налогов и сборов на общую сумму не более 1,5 млрд руб. (ст. 8 Закона № 173-ФЗ).

По сравнению с прошлым годом общая суммы налоговых кредитов, а также рассрочек и отсрочек не изменилась. Но тут надо напомнить о принципиальном изменении в законодательстве, которое произошло в прошлом году. Со 2 августа 2004 года решения о предоставлении налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек принимают не финансовые органы, а налоговики. Перенести срок уплаты федерального налога может только ФНС России, регионального и местного – налоговые органы по местонахождению (месту жительства) налогоплательщика по согласованию с соответствующими региональными или местными финансовыми органами. Такие изменения в статью 63 НК РФ внес Федеральный закон от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ.

Тут же надо отметить, что статья 124 Закона № 173-ФЗ определила порядок, в котором Правительство РФ может провести реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, которая образовалась у угледобывающих организаций.

Возврат налогов

Если налоговики нарушат срок возврата излишне уплаченного (излишне взысканного) налога, то за каждый день нарушения срока они должны выплатить налогоплательщику проценты (п. 8 ст. 78, п. 4 ст. 176, п. 3 ст. 203 НК РФ).

Иногда налоговики отказывались это делать, ссылаясь, в частности, на то, что в Налоговом кодексе РФ не прописан подробный порядок выплаты этих процентов. И не сказано, за счет каких средств их надо выплачивать (такой спор рассмотрен, например, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2004 г. по делу № А52/508/2004/2).

Статья 9 Закона № 173-ФЗ лишит налоговиков этого аргумента. Она четко определила, что налоговики и Федеральное казначейство должны отражать такие проценты по коду бюджетной классификации (КБК) соответствующего налога или сбора.

Распределение между бюджетами

Остается еще один вопрос, касающийся обязательных платежей в бюджет, о котором стоит напомнить.

Некоторые налоги и иные обязательные платежи подлежат распределению между несколькими бюджетами. Но если для такого платежа установлен всего один КБК, то плательщик может перечислить всю сумму всего одним расчетным документом. А распределять ее между бюджетами будет уже Федеральное казначейство в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ и Законом № 173-ФЗ. Это следует из статей 7 и 11 Закона № 173-ФЗ.

Например, штраф за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) надо перечислить на КБК 182 1 16 03010 01 3000 140. А Федеральное казначейство направит половину этой суммы в федеральный бюджет и половину – в местный бюджет по местонахождению суда или налоговой инспекции (подп. 2 п. 2 ст. 13 Закона № 173-ФЗ).

БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ

Несколько статей Закона № 173-ФЗ касаются отношений по использованию организациями бюджетных кредитов.

Такой кредит на определенные цели может получить любая организация, не имеющая задолженности перед бюджетом и при условии обеспечения обязательства по возврату кредита (ст. 95 Закона № 173-ФЗ).

Если же организация потратит средства бюджетного кредита не по целевому назначению, она должна будет заплатить штраф в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению. Эта ответственность установлена в статье 59 Закона № 173-ФЗ и не изменилась по сравнению с прошлым годом.

Подавать иски с требованиями возврата задолженности перед бюджетом уполномочен Минфин России (ст. 66 Закона № 173-ФЗ). Кроме того, возврат задолженности по отдельным бюджетным кредитам будут обеспечивать агенты Правительства РФ: открытые акционерные общества «Российский банк развития» и «Российский сельскохозяйственный банк» и др. (ст. 71 Закона № 173-ФЗ).

Помимо бюджетных кредитов организации любых организационно-правовых форм могут получить бюджетные средства в виде субвенций и субсидий. То есть на безвозвратной основе. Порядок выделения таких средств в 2005 году должно установить Правительство РФ.

Наконец, есть еще одна форма поддержки российских организаций за счет федерального бюджета. Это государственные гарантии. Им посвящена статья 101 Закона № 173-ФЗ.

В 2005 году Правительство РФ может предоставлять такие гарантии в иностранной валюте российским экспортерам промышленной продукции, а также российским и иностранным банкам, которые выдают кредиты для поддержки российского экспорта.

ДОГОВОРЫ С БЮДЖЕТНИКАМИ

Федеральные учреждения и федеральные государственные органы могут самостоятельно участвовать в хозяйственном обороте. Однако те лица, которые будут заключать договоры с бюджетниками, должны учитывать ограничения, установленные Законом № 173-ФЗ.

Отметим, что по сравнению с прошлым годом эти ограничения не изменились.

Оплата договоров

Бюджетники могут оплатить договоры за счет бюджетных средств только в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств. Если федеральное учреждение или федеральный госорган заключат договор на сумму, превышающую эти лимиты, то вы не сможете взыскать оплату за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, такой договор, заключенный с превышением лимитов, может быть признан недействительным по иску вышестоящей организации или территориального органа Федерального казначейства. Такие правила установила статья 112 Закона № 173-ФЗ.

Взыскание долга

А как взыскать с бюджетников долг, если договор был заключен в полном соответствии с законодательством?

После того как вы обратитесь в суд и получите исполнительный лист, дальше будут действовать особые правила, отличающиеся от обычного порядка взыскания долга и исполнительного производства (ст. 109 Закона № 173-ФЗ).

Исполнительный лист надо будет направить не в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов, а сразу в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника. Этот особый порядок обращения взыскания уже несколько лет устанавливается законами о федеральном бюджете на очередной год и конкретизирован в постановлении Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. № 143.

А исполнительные листы, полученные по искам к РФ о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц, надо направлять в Минфин России. По правилам, предусмотренным в постановлении Правительства РФ от 9 сентября 2002 г. № 666. Это установила статья 110 Закона № 173-ФЗ.

Эксперт «ДК»
Н.М. Чудаков







Постоянная ссылка на статью: