Списываем арендную плату самым удобным способом

Списываем арендную плату самым удобным способом

Чтобы включить арендную плату в затраты, компания должна выбрать один из способов, указанных в Налоговом кодексе. Именно на этом настаивают инспекторы во время проверки. Но для арендатора это не всегда удобно. О том, как обойти это требование, рассказывает заместитель директора по финансам ООО «Найт Н (опт)» Виктория Соклакова.

Проблема

В налоговом учете сумму арендной платы без НДС включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Если компания ведет налоговый учет методом начисления, то признавать затраты она должна в порядке, установленном статьей 272 Налогового кодекса РФ. И в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 этой статьи арендную плату можно списать в расходы:
— на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
— на дату предъявления документов, служащих основанием для произведения расчетов;
— на последнее число отчетного (налогового) периода.

Минфин России настаивает, что компания обязательно должна выбрать один из вариантов и закрепить его в учетной политике. В частности, такое разъяснение содержит письмо от 29 августа 2005 г. № 03-03-04/1/183. Да и инспекторы во время проверки постоянно выдвигают это требование.

Но практика показывает, что некоторые арендодатели очень небрежно относятся к выставлению счетов. Одни посылают счета по два раза в месяц, другие — задерживают на неопределенный срок. В результате, выбрав строго один из способов учета — например, на дату предъявления документов, компания не сможет включить в расходы фактически оплаченные суммы, счета по которым еще не пришли.

Решение

Выход — в учетной политике установить разные способы списания арендной платы для нескольких типичных ситуаций.

Отмечу, что в принципе организация может вообще не прописывать в учетной политике способ списания арендной платы. А каждый раз выбирать тот метод, который оптимально подходит для сложившейся ситуации. Однако такой подход с большой долей вероятности вызовет претензии инспекторов. Как показывает практика, компаниям, которые действуют таким образом, приходится спорить с налоговиками в судах. Суды поддерживают налогоплательщиков (см. постановление ФАС Московского округа от 18 сентября 2006 г. № КА-А40/8766-06).

На мой взгляд, лучше не давать инспекторам лишнего повода для придирок. Ведь в учетной политике можно прописать очень гибкие условия. К примеру, запись может выглядеть так:
« — при наличии в договоре определенной даты расчетов затраты на аренду отражаются в налоговом учете на эту дату, независимо от фактического перечисления арендной платы и поступления расчетных документов;
— при отсутствии в договоре конкретной даты расчетов затраты на аренду признаются для целей налогообложения на дату выставления счета или подписания акта об оказании услуг;
— при перечислении по условиям договора арендной платы авансом затраты на аренду признаются в конце отчетного периода, независимо от даты выставления счета или подписания акта».

Обсуждаем идею

Комментирует чиновник

Татьяна Северова,
ведущий специалист-эксперт отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций Минфина России

— В Налоговом кодексе РФ нет прямой нормы, которая бы запрещала компании выбрать один из трех способов списания арендой платы на затраты в зависимости от сложившихся обстоятельств. Однако такой подход возможен только в том случае, если организация закрепит в учетной политике единые подходы для определения момента признания расходов в зависимости от типичных для ее деятельности условий. Например — от наличия тех или иных документов или порядка поступления оплаты.

Бессистемный же выбор метода списания расходов по аренде, по моему мнению, вызывает сомнения в правомерности учета арендной платы при расчете налоговой базы того или иного периода.

Мнение редакции

Евгения Пальмина,
эксперт журнала «Главбух»

— Эта идея позволяет организации списать арендную плату в наиболее благоприятный для нее момент. Более того, аналогичный подход можно применять ко всем расходам, подпадающим под критерии подпункта 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Это могут быть, например, комиссионные вознаграждения или оплата сторонним организациям за работы или услуги.

Но подчеркну: если вы хотите избежать претензий со стороны инспекторов, то обязательно пропишите основные критерии в учетной политике. Иначе доказывать тот факт, что расходы списаны не раньше, чем нужно, придется скорее всего уже в суде.







Постоянная ссылка на статью: