Автомобиль в комплекте с расходами
Автомобиль в комплекте с расходамиТранспортное средство не только помогает предприятию получать доход, но и требует значительных затрат. Большинство из них можно списать в целях налогообложения прибыли. Помогут фирмам уменьшить базу по прибыли и поправки, внесенные законом от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ: с 1 января 2008 года увеличена стоимость транспортных средств, к которым применяется пониженный коэффициент амортизации. А. Сормова Виды расходовОсновными видами затрат, связанных с эксплуатацией автотранспорта, являются расходы на ГСМ, на ремонт и техобслуживание, плата за проведение техоосмотра, а также затраты на мойку и парковку. Кроме того, организация уплачивает различные страховые взносы. Это ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), взносы на которое платят все владельцы автомобилей. Также существуют виды добровольного страхования: АвтоКАСКО (добровольное страхование от угона и ущерба, ДСАГО (добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств). В таблице показано, каким образом учитываются данные расходы в целях налогообложения прибыли и отражаются в бухгалтерском учете (см. таблицу).
Не принимаются в расходы при определении налога на прибыль плата за стоянку задержанных автомобилей и административные штрафы за нарушение правил дорожного движения. Основное требование для признания расходов на содержание автомобиля для целей налогообло-жения прибыли — это их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК). Кроме того, все затраты должны быть подтверждены соответствующими документами. Формула для расчета норм бензинаОдним из основных видов расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией автотранспорта, являются затраты на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ) — топлива, автомобильных масел, специальных жидкостей. Минфин в письме от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223 указал, что при определении обоснованности затрат на покупку ГСМ для служебного автомобиля необходимо учитывать Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Руководящем документе Р 3112194-0366-03 (утверждены Минтрансом 29 апреля 2003 г.). Нередко проблема определения расходов возникает по отношению к автомобилям иностранного производства. Базовые нормы расхода топлива на иномарки в расчете на 100 километров приведены в разделе 1.1.2 Руководящего документа. В разделе 1.1 дана формула для расчета нормируемых расходов ГСМ для легковых автомобилей: Если фирме принадлежит автомобиль, по которому в данном документе нет утвержденных норм, то при расчете норм расхода топлива нужно руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, предоставленной производителем машины. Рассчитанная таким образом норма расхода топлива для соответствующей модели автомобиля утверждается приказом руководителя организации. к сведениюС 1 января 2008 года у предприятий появится возможность быстрее списывать недорогие автомобили. Коэффициент 0,5 к норме амортизации будет применяться в отношении легковых автомобилей стоимостью более 600 000 рублей и пассажирских микроавтобусов стоимостью более 800 000 рублей. Эта поправка введена в пункт 9 статьи 259 Налогового кодекса законом от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ. Напомним, что в настоящее время предел стоимости для автомобилей составляет 300 000 рублей, а для автобусов — 400 000 рублей. Путевой листПервичным документом учета работы автомобиля и основанием для начисления заработной платы водителю является путевой лист (Постановление Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»). Автотранспортные организации обязаны использовать альбомную форму путевого листа, утвержденную вышеназванным постановлением. Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего расходы на покупку ГСМ (письмо Минфина от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129). В этой форме должны быть следующие реквизиты: наименование документа, дата его составления, название организации, содержание хозяйственной операции, единицы измерения продукции в денежном и натуральном выражении. Также в путевом листе указывают должности лиц, ответственных за данную операцию, и их личные подписи (п. 2 ст. 9 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Раньше налоговики требовали, чтобы компании оформляли путевой лист только на 1 день или смену. На более длительный срок его разрешалось выписывать только в случае, когда водитель отправлялся в командировку. В настоящее время этот первичный документ можно составлять с такой периодичностью, чтобы по его данным можно было судить об обоснованности затрат. Об этом говорится в письме Минфина от 3 февраля 2006 г. № 03-03-04/2/23. Таким образом, если «путевка» отвечает этим условиям, то ее можно оформлять даже 1 раз в месяц. Эту позицию финансисты подтвердили в письмах от 7 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/327, от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/77. Нужно отметить, что данное положение не касается автотранспортных предприятий, а также организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации автомобилей (в том числе служебных и специализированных машин и такси). Кроме того, чтобы быть принятым в качестве документа, подтверждающего расходы на приобретение ГСМ, путевой лист должен содержать информацию о маршруте следования автомобиля, что позволяет судить об использовании его в служебных целях. Если организация применяет самостоятельно разработанный путевой лист, то его форма должна быть приведена в учетной политике (письмо УФНС по г. Москве от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100253). Постоянная ссылка на статью:
|