«Валютные» проверки

Валютный контроль был введен в 1991 году и с тех пор значительно изменился. Тем не менее, существуют вещи, которые не меняются никогда: если ваша фирма проводит валютные операции, ждите «в гости» проверяющих.

Несмотря на то, что времена валютной монополии государства уже прошли, валютные операции и по сей день находятся под его контролем. Правда, контроль этот все более и более ослабевает и, вероятно, в ближайшем будущем практически сойдет на нет. Но Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) еще никто отменял, равно как и проверки по соблюдению его положений. Согласно этому документу, функции валютного контроля выполняют Центробанк и Правительство РФ, которое представляет Росфиннадзор. Кроме того, функции контроля достались банкам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, таможенникам и налоговикам. Они выступают в качестве агентов валютного контроля.

Объект валютного контроля

Объектом валютного контроля, независимо от того, кто решил проверить вашу фирму: банк, налоговики, таможенники или Росфиннадзор, являются валютные операции. Что же относится к подобным операциям?

Во-первых, это все расчеты в иностранной валюте. Не стоит их путать с рублевыми расчетами между российскими фирмами по договорам, которые только выражены в иностранной валюте. Они к валютным операциям никакого отношения не имеют. А вот если ваша фирма закупает товары, работы или услуги по импорту или, наоборот, продает их на экспорт и при этом отдает или получает валюту – она осуществляет валютные операции.

Чтобы организации не могли обойти контроль, с 1 ноября 1996 года было введено государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок (указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209). Поэтому даже если фирма вместо валюты за свои товары получает другое имущество, то все равно становится объектом валютного контроля.

Во-вторых, к валютным операциям относятся расчеты между российскими и иностранными фирмами, которые осуществляются в рублях. Поэтому, если за экспортный товар вы получите от иностранного покупателя не доллары или евро, а рубли, это тоже будет валютной операцией.

Кроме того, к таким операциям относятся любые денежные переводы неторгового характера в Россию и из нее. Например, кредиты, проценты, дивиденды, зарплаты, стипендии, авторские вознаграждения и т. д. Любой ввоз или вывоз иностранной валюты, например, при командировке, также является валютной операцией.

Учтите, что все валютные операции между резидентами запрещены. Правда, из этого правила, как и из любого другого, есть исключения. Они приведены в статье 9 Закона № 173-ФЗ.

Операции текущие и капитальные

Все валютные операции условно подразделяются на текущие (их всегда можно было проводить без каких-либо ограничений) и капитальные (ради которых, собственно, и был затеян весь сыр-бор со всевозможными спецсчетами, резервированиями и прочими валютными «радостями»).

Например, к текущим операциям до 1 июля 2006 года относились экспортные и импортные операции с отсрочкой платежа до 180 дней. Причем, до 18 июня 2004 года такие операции можно было отнести к текущим, только если отсрочка платежа составляла до 90 дней. С 1 июля 2006 года никаких оговорок про отсрочку платежа Закон № 173-ФЗ не содержит.

Операции по движению капитала приведены в статье 8 Закона № 173-ФЗ. Это, прежде всего, получение и предоставление займов резидентами нерезидентам, и наоборот, и денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с ценными бумагами.

С тех пор, как новый закон вступил в действие, фирмам больше не нужно получать для капитальных операций индивидуальные разрешения, как было прежде. Однако многие ограничения до конца 2006 года все еще существовали.

Так, в законе изначально были предусмотрены три типа ограничений: резервирование, режим счета и обязательство проводить операции через уполномоченные банки.

Нормы резервирования с 1 мая 2006 года снижены вдвое, а с 1 июля 2006 года отменены совсем. Режим счета прекратил свое существование с 1 января 2007 года. А вот требование проводить многие виды валютных операций, указанных в Законе № 173-ФЗ только через уполномоченные банки, сохраняется и поныне. Поэтому именно банки ведут первоначальный контроль за проведением валютных операций.

Нам не страшен строгий банк

Как агенты валютного контроля банки требуют от фирм-резидентов все необходимые документы по внешнеторговым расчетам (п. 2.1 Положения Центробанка от 1 июня 2004 г. № 258-П). Если фирма не предоставит нужных бумаг, или в них будет ошибка, банк проводить валютную операцию не станет (п. 5 ст. 23 Закона № 173-ФЗ).

Все нарушения, совершенные фирмами (например, валютная выручка поступит на счет раньше, чем оформлен паспорт сделки), банк обязан зафиксировать в своих внутренних документах. Однако оштрафовать фирму за нарушение банк не может. Он должен передать информацию о нарушении в Росфиннадзор (п. 9 ст. 23 Закона № 173-ФЗ). Правда, тут есть одна маленькая загвоздка. Официально утвержденного порядка передачи данных все еще нет. Поэтому банки просто собирают сведения о нарушениях и нарушителях. Эта ситуация, как ни странно, больше всех обеспокоила именно банки. Чтобы ее прояснить, президент Ассоциации российских банков написал письмо Министру финансов. В ответ президент получил письмо Минфина от 23 марта 2006 г. № 07-02/32. После прочтения этого документа создается впечатление, что порядок передачи данных принимать вообще не собираются. А должностным лицам Росфиннадзора рекомендуется самим обращаться в банки за интересующими их сведениями. Так что пока можно вздохнуть с облегчением: банки «стучать» на своих клиентов не обязаны.

Что проверяет таможня

Федеральная таможенная служба контролирует соблюдение валютного законодательства при перемещении товаров через границу. Ее региональные управления имеют право проверять документы, возбуждать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях.

Кроме того, Управление валютного контроля Федеральной таможенной службы выявляет возможных нарушителей по таможенным базам данных и отправляет информацию о них в региональные управления (подп. а, б п. 2 приказа ФТС России от 18 января 2005 г. № 18 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности»).

По каким же принципам они отбирают «пострадавших»? Возьмем, к примеру, экспортеров: на контроль берут фирмы, у которых истек срок действия паспорта сделки или заключен контракт на сумму свыше 100 тысяч долларов. Вызывают подозрение и искусственно «разбитые» контракты, то есть несколько одновременных контрактов с одними и теми же лицами.

Информацию о предполагаемых нарушениях таможенники обязаны передать на проверку в подразделение таможни, выполняющее функции валютного контроля, (подп. 5 п. 3 части I «Методических рекомендаций по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок», направленных письмом ФТС России от 31 марта 2005 г. № 01-06/10139). Штрафовать же за нарушение закона о валютном регулировании таможенники, как и сотрудники банков, не вправе. Это миссия Росфиннадзора.

Налоговики с валютой не дружат

Налоговые инспекции также, как банки и таможенники, являются агентами валютного контроля. И проверку валютного законодательства они даже ставят первым пунктом в своих актах. Однако нарушения по данному вопросу находят не слишком часто. Причина проста: зачастую для этого у рядовых работников инспекций не хватает ни времени, ни знаний. Что ж, фирмам это только на руку.

Кто штрафует, тот и главный

Итак, считать ли действия вашей фирмы нарушением и штрафовать ли за них, решает Росфиннадзор (ст. 23.60 КоАП РФ). Информацию о нарушителях эта служба собирает различными способами.

Во-первых, это данные, полученные от таможенников, налоговиков и банков. Во-вторых, это собственные проверки участников внешнеэкономической деятельности. Сразу оговоримся, вероятность личного визита сотрудников территориальных представительств Росфиннадзора не велика. Такое происходит, как правило, когда речь идет не только о валютном контроле, но и о проверке использования средств федерального бюджета. В противном случае проверяющие ограничиваются запросом необходимых им для проверки документов.

Убедившись в наличии нарушения, работники территориальных отделений Росфиннадзора выносят свое постановление о штрафе в соответствии со статьей 15.25 КоАп. Есть, правда, у Росфиннадзора и еще одна обязанность – разъяснять положения валютного законодательства (п. 5.14.8 «Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278). Если понадобится, обращайтесь, вам должны в течение месяца ответить.

Эволюция валютных «преступлений»

Чтобы встреча с представителями любых вышеперечисленных служб и учреждений прошла для вашей фирмы безболезненно, необходимо для себя четко представлять, что же, согласно валютному законодательству, делать нельзя, а что надо делать безоговорочно.

Репатриация и обязательная продажа. Основное и главное правило закона о валютном регулировании надо знать как «Отче наш». Если вы перечисляете валюту иностранной фирме, вы должны получить от нее товары, работы и услуги на эту сумму либо вернуть деньги. Если же компания экспортирует товары, работы или услуги, то она обязана обеспечить их полную оплату. Вся валюта, которую получают российские фирмы от внешнеэкономической деятельности, должна попасть в Россию. На языке валютного законодательства это называется стопроцентной репатриацией (ст. 19 Закона № 173-ФЗ).

Обязательная продажа валютной выручки. С требованием об обязательной продаже части валютной выручки дело обстоит совершенно иначе. Статья 21 Закона № 173-ФЗ установила предельный норматив в 30 процентов, который Центробанк вправе снижать. Своим правом наш главный банк воспользовался по полной программе. Сначала норматив продажи валютной выручки составлял 25 процентов, затем стал равняться 10 процентам (указание Банка России от 26 ноября 2004 г. № 1520-У), а с 7 мая 2006 года – 0 процентов (указание Банка России от 29 марта 2006 г. № 1676-У). С 1 января 2007 года даже упоминание об обязательной продаже иностранной валюты из Закона № 173-ФЗ исчезло.

Счета за границей. Новый закон о валютном регулировании разрешил российским фирмам и гражданам открывать банковские счета в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Закон установил и единственное условие открытия счетов: фирмы и граждане должны уведомлять о них свою налоговую инспекцию.

Открыть счет в других странах было несколько сложнее: сперва надо было пройти процедуру предварительной регистрации счета у налоговиков. Правда, с 1 января 2007 года порядок открытия счетов в любой стране стал уведомительный, так что открыть счет ваша фирма теперь вправе даже в самой маленькой «банановой» республике (письмо ФНС России от 8 августа 2006 г. № ШТ-6-09/ 777@).

Ю. Кёлер, налоговый консультант





Постоянная ссылка на статью: