Коммерческое использование Интернет-сайтов
Коммерческое использование Интернет-сайтовКоммерческое использование Интернет-сайтов П.А. Поздеев,генеральный директор ООО "НПФ "МАНТИКА" СодержаниеКак разместить информацию в Интернете?Реклама или расходы на управление? Создание и поддержание Web-страницы организации Создание Интернет-магазина на базе WWW-сервера Реклама на Web-сайте Среди организаций, имеющих компьютеры, остается все меньше таких, которые еще не подключены к Интернету. И это понятно: иметь доступ в глобальную компьютерную сеть не только модно, но и удобно. Ведь в ней можно в любой момент и за считанные секунды найти всю необходимую информацию. Кроме того, многие состоятельные компании создают виртуальные магазины или по крайней мере Web-страницы, из которых любой посетитель узнает не только историю создания фирмы, но и расценки на ее товары или услуги или даже может оформить заказ, не выходя из Сети. Более того, на собственных Web-страницах можно размещать рекламу других организаций (баннеры) и получать за это деньги. Надеемся, что эта статья поможет вам правильно отражать в бухгалтерском учете расходы на Интернет и доходы, получаемые от коммерческого использования этой глобальной компьютерной сети. Как разместить информацию в Интернете?Рассмотрим два самых известных способа. Первый - это создание Web-страницы предприятия. Как мы уже говорили, в ней можно найти информацию о сфере деятельности фирмы, ее основных достижениях, истории создания, местонахождении и т. п. Здесь же обычно размещается и реклама ее товаров (работ, услуг), а также прайс-листы. Второй способ - разработка WWW-сервера. Это предоставляет предприятию гораздо больше возможностей. Главное отличие WWW-сервера от Web-страницы заключается в том, что на нем можно разместить стандартное и специализированное программное обеспечение. Например, чтобы организовать Интернет-магазин, необходимы программы формирования заказов покупателями из выставленных прайс-листов, программы выписки и регистрации счетов и т. п. Для начала давайте разберемся, как учитывать расходы на создание и содержание Web-страницы и WWW-сервера. Реклама или расходы на управление?Что такое реклама? Согласно статье 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", это информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая должна способствовать их реализации и предназначена для неопределенного круга лиц. Ее можно распространять в любой форме и с помощью любых средств. Таким образом, если предприятие использует Web-страницу только для рекламы, то расходы на ее разработку и поддержание в рабочем состоянии считаются рекламными. Эти расходы предприятие должно нормировать в целях налогообложения прибыли. Кроме того, с суммы этих затрат исчисляется налог на рекламу. А вот с созданием Web-сервера компании и организации на его базе Интернет-магазина дело обстоит иначе. В нормативно-правовых актах понятие Интернет-магазина как вида деятельности пока не определено. А значит, нет и классификации затрат на его функционирование. Мы считаем, что расходы на работу и техническое сопровождение Интернет-магазина можно рассматривать как затраты по аренде торговых площадей. А согласно подпункту "ч" пункта 2 Положения о составе затрат, их нужно включать в себестоимость. Но только в случае, если магазин находится на сервере провайдера. А если организация использует собственный сервер? Тогда расходы на создание и техническое сопровождение Интернет-магазина следует относить на себестоимость как затраты, связанные с технологией и организацией производства (подп."а" п.2 Положения о составе затрат). И еще: создавая Web-сервер, предприятие обычно размещает на нем программное обеспечение, а также резервирует дисковое пространство для электронной почты. Эти расходы относятся к затратам, связанным с управлением производством. А значит, в целях налогообложения их тоже не нормируют и полностью включают в себестоимость (подп."и" п.2 Положения о составе затрат). Сложнее обстоит дело с оплатой за соединение с Интернетом. Если ваше предприятие использует Сеть только для поддержания Web-странички, то средства, которые идут на оплату за соединение, можно считать расходами по изготовлению и распространению рекламы. Но нередко Интернет нужен еще и для того, чтобы получать информацию, которая не относится к Web-странице вашего предприятия. Тогда расходы на соединение считаются затратами на оплату услуг связи. Их в полном размере включают в себестоимость на основании подпункта "и" пункта 2 Положения о составе затрат. Создание и поддержание Web-страницы организацииС технической точки зрения создать Web-страницу - значит разместить заранее написанный в определенном формате файл или группу файлов на сервере провайдера. Несомненное достоинство Web-страницы - невысокая стоимость ее технического сопровождения: 10-20 долларов в месяц (все зависит от обЪема занимаемого дискового пространства на сервере провайдера). Содержанием Интернет-страницы (например, разработкой макета, дизайном, написанием программ, обновлением информации и т. п.) нередко занимаются программисты организации. Но гораздо чаще эти работы выполняют специализированные фирмы-разработчики (Web-студии). Как мы уже говорили, обычно цель создания Web-страницы - формирование благоприятного имиджа предприятия и продвижение на рынке его товаров и услуг. Поэтому в бухгалтерском учете затраты на ее создание и сопровождение отражаются на тех счетах, где учитывают расходы, связанные со сбытом продукции. Пример 1ЗАО "Пилот-ТВ", занимающееся установкой и настройкой телекоммуникационных систем, решило создать Web-страницу, где разместило информацию об услугах своей фирмы. Эту страницу разработала сторонняя организация. Стоимость работ - 18 000 руб. (в том числе НДС - 3000 руб.). Кроме того, предприятие заключило договор с провайдером о размещении Web-страницы на его сервере. Срок договора - один год, а разовая плата за размещение странички - 240 руб. (в том числе НДС - 40 руб.). Каждый месяц организация должна вносить за техническое сопровождение 300 руб. (в том числе НДС - 50 руб.). А информационным сопровождением будет заниматься штатный работник предприятия, что ежемесячно будет обходиться ЗАО "Пилот-ТВ" в 2000 руб. (зарплата сотрудника с учетом начислений единого социального налога). В бухгалтерском учете ЗАО "Пилот-ТВ" такие операции отражаются следующим образом. По старому Плану счетов: По новому Плану счетов: Затем бухгалтер ЗАО "Пилот-ТВ" ежемесячно должен делать такие проводки. По старому Плану счетов: По новому Плану счетов: Но не забудьте: хотя все эти расходы и отражают на счетах учета затрат, но все-таки в целях налогообложения их нужно нормировать. Ведь это расходы на рекламу. А значит, сверхнормативную часть необходимо указать в подпункте "з" пункта 4.1 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли". Создание Интернет-магазина на базе WWW-сервераПервый шаг - это разработка Web-сайта. Определяется его структура, дизайн, принцип работы и расположения информации, подбирается необходимое программное обеспечение. Обычно этим занимаются профессиональные Web-дизайнеры. Однако в дальнейшем информационное и программное сопровождение может вести само предприятие. Следующий этап - размещение сайта в Интернете. А для этого нужны так называемые DNS-серверы. Ваш домен будет работать только в том случае, если его обеспечивают как минимум два DNS-сервера - первичный и вторичный. А чтобы создать их, необходимо закупить соответствующее компьютерное оборудование, программы, установить их и обеспечить пользователям Интернета доступ к серверу. Есть и другой вариант: вы можете разместить сайт на оборудовании провайдера (виртуальный сервер). В этом случае вам придется арендовать у него дисковое пространство (хостинг). Третий шаг - создание доменного имени сайта. Оно должно быть уникальным, и его нужно зарегистрировать. Порядок регистрации зависит от вида имени. Чаще других встречается доменное имя типа "имя" .ru (например, plot.ru). Это домен второго уровня в Интернет-зоне.ru (Россия). Все права по администрированию этой зоны Международный информационный центр InterNIC передал независимой некоммерческой организации Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС). Поэтому чтобы зарегистрировать домен второго уровня в зоне. ru, вы должны подать заявку и указать в ней: Проверив уникальность доменного имени, работоспособность DNS-серверов, РосНИИРОС регистрирует это имя и передает организации домен. А затем вам каждый год придется его перерегистрировать. Если же ваше предприятие создает свой WWW-сайт в домене более низкого уровня, чем второй (например, plot.webzone.ru), то регистрировать его в РосНИИРОС нет необходимости. Нужно будет всего лишь согласовать доменное имя вашей организации с администратором домена более высокого уровня, в данном случае это webzone. ru. И наконец, последний этап - обеспечение работы зарегистрированного домена. Здесь необходимы IP-адреса. Их выделяют локальные Интернет-регистраторы - уполномоченные организации, заключившие договоры с Европейским региональным Интернет-регистратором (расположен в Голландии). На практике подобный вопрос, как правило, решает тот провайдер, услугами которого ваша организация планирует воспользоваться. Разработанный программный комплекс Интернет-магазина - это программа для ЭВМ или база данных. И если у вашего предприятия есть исключительное авторское право на него, то расходы на создание сайта вы можете включить в состав нематериальных активов. Прочие расходы, куда входит плата за хостинг, доступ в Интернет и т. п., относятся на себестоимость, поскольку считается, что они связаны с производством и управлением предприятием. Пример 2ЗАО "Торговый дом "Пилот-ТВ"" решило на три года создать Интернет-магазин на базе виртуального WWW-сервера. Для этого фирма заключила с организацией-разработчиком три договора: Кроме того, ЗАО "Торговый дом "Пилот-ТВ"" заключило еще три договора с провайдером: Создание Web-сайта бухгалтер фирмы должен отразить в учете таким образом (как по старому, так и по новому Плану счетов): Рекламные услуги и открытие Web-сайта отражаются следующими проводками. По старому Плану счетов: По новому Плану счетов: Затем каждый месяц бухгалтеру придется делать следующие проводки. По старому Плану счетов: По новому Плану счетов: И не забудьте: составляя отчетность по налогу на прибыль и НДС, обязательно сравните произведенные расходы на рекламу (12 000 руб.) с нормативными. И если нужно, скорректируйте налогооблагаемую прибыль и НДС, возмещенный из бюджета. А теперь давайте рассмотрим на примере, как выглядит бухгалтерский учет у предприятия, торгующего через Интернет-магазин. Пример 3В июне 2001 года ЗАО "Торговый дом Пилот-ТВ" реализовало продукцию через Интернет-магазин на сумму 378 000 руб. (в том числе НДС - 60 000 руб., налог с продаж по ставке 5% - 18 000 руб.). Доставляли эти товары до покупателей курьеры. Стоимость проданной продукции, по которой она числилась в учете, - 170 000 руб. В учете предприятия делаются следующие проводки. По старому Плану счетов: По новому Плану счетов: Реклама на Web-сайтеКак правило, это баннеры - краткие рекламные обЪявления, в которых зачастую используются эффекты анимации, картинки, звук и т. п. "Нажав" на баннер, посетитель попадает на сайт организации-рекламодателя. На доходы от размещения на Web-сайте чужой рекламы налоги начисляются в общеустановленном порядке. Причем если для фирмы этот вид деятельности не единственный, то бухгалтер должен отдельно учитывать доходы и расходы, связанные с размещением рекламы других организаций. Дело в том, что прибыль, полученная от остальных видов деятельности, может облагаться налогом по другой (более низкой) ставке. Пример 4ЗАО "Торговый дом "Пилот-ТВ"" размещает на своем Web-сайте коммерческую информацию компании ООО "Сигма-ТВ". Ежемесячная стоимость таких услуг - 1200 руб. (в том числе НДС - 200 руб.). Кроме того, ЗАО "Торговый дом "Пилот-ТВ"" заключило договоры о размещении на сайте баннеров различных фирм на сумму 3600 руб. в месяц (в том числе НДС - 600 руб.). На сопровождение и обслуживание этих договоров ЗАО "Торговый дом "Пилот-ТВ"" каждый месяц тратит 2500 руб. Предприятие определяет выручку в целях налогообложения "по оплате". В учете делаются следующие проводки. По старому Плану счетов: По новому Плану счетов: Постоянная ссылка на статью:
|