ЕНВД автоматом

Продажа товаров через торговые автоматы, что нынче носит популярное название «вендинг», в настоящее время весьма распространена. Традиционно эта деятельность считается «вмененной». А вот с выбором объекта налогообложения все не так просто. Неоднозначные разъяснения ведомств лишь подливают масла в огонь.

Т. Еркова В поисках объекта

У фирм, торгующих через автоматы продовольственными товарами, может возникнуть дилемма: к какому конкретно виду деятельности следует относить подобную продажу и, соответственно, какой физический показатель для расчета ЕНВД при этом использовать? Ведь, с одной стороны, торговля с использованием передвижного автомата может рассматриваться как развозная розница. С другой - как объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей (ст. 346.27 НК).

Проблемы отнесения вендинга к тому или иному виду «вмененной» деятельности, прежде всего вызваны двойственностью характеристики продаж через торговые автоматы в Налоговом кодексе. К решению данного вопроса «приложили руку» ведомства. Так, например, в письме от 29 августа 2006 года № 02-7-12/158 специалисты ФНС указали, что отнесение торговых автоматов к объектам нестационарной торговой сети, или к объектам организации общественного питания, не имеющим залов обслуживания посетителей, зависит от того вида предпринимательской деятельности, в рамках которого они фактически используются налогоплательщиками. Выходит, если вендингом занимается розничный торговец, размещая автомат в магазине или павильоне, то речь идет о нестационарной рознице. В данном случае физическим показателем при расчете ЕНВД будет считаться «торговое место». В тех же ситуациях, когда передвижные автоматы расположены на улице, налог следует рассчитывать по показателю «количество работников, включая индивидуального предпринимателя». Таким же образом следует поступать фирмам и ИП, которые оказывают услуги общепита и используют торговые автоматы «в рамках данного вида предпринимательской деятельности». Причем как именно понимать все эти комментарии, налоговики так и не разъяснили.

Ранее ревизоры считали, что к услугам общественного питания причисляются лишь продажи через торговые автоматы, которые сами готовят продукт из разных ингредиентов для его реализации (письмо УФНС Московской области от 13 января 2005 г. № 18-16/32793, 33631). К таковым, например, можно отнести автоматы по приготовлению горячих напитков: кофе, горячего шоколада и так далее. В остальных случаях вендинг относится к рознице. В более поздних комментариях налоговиками высказывалась несколько иная точка зрения: к услугам общественного питания относится не только автоматизированная продажа горячих, но и прохладительных напитков, а также кондитерских изделий (письмо УФНС по Московской области от 26 июня 2006 г. № 22-19-И/0256).

Что касается мнения специалистов главного финансового ведомства, то их взгляд на «общепитовский» ЕНВД в целях отнесения к нему вендинга куда шире. Так же, как и налоговики, Минфин неоднократно писал о том, что продажа через торговые автоматы горячих напитков - не что иное, как «автоматический общепит» (письма Минфина от 16 июля 2007 г. № 03-11-05/157, от 13 ноября 2006 г. № 03-11-04/3/488, от 12 сентября 2006 г. № 03-11-04/3/411). Мало того, к той же «вмененке» чиновники приравняли реализацию и других товаров, в частности сигарет, шоколада и зажигалок (письмо Минфина от 22 мая 2007 г. № 03-11-04/3/170). Таким образом, при исчислении единого налога на вмененный доход по автоматизированной торговле ко всем этим объектам следует применять физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя».

В своем новом комментарии от 26 сентября 2007 года № 03-11-05/229 специалисты финансового ведомства в очередной раз подчеркнули, что если розничная торговля осуществляется через передвижные автоматы, то эту деятельность следует относить к «общепитовской вмененке». Следовательно, при исчислении единого налога следует применять физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя».

Новогодний подарок

Как видно, изобилие ведомственных разъяснительных писем не смогло расставить все точки над i в «вендинговом» ЕНВД. Примечательно, что подобные проблемы с большой степенью вероятности будут сведены на нет уже с начала 2008 года.

Дело в том, что Законом от 17 мая 2007 года № 85-ФЗ были внесены поправки в статью 346.27 Налогового кодекса, в том числе и в отношении «характеристики» торговых автоматов. В соответствии с нововведениями, к «объектам организации общественного питания без залов обслуживания посетителей» они относиться больше не будут. Вместе с тем «автоматизированная» продажа пополнит список объектов в категории «стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов». Выходит, с начала следующего года весь вендинг без исключения будет рассматриваться только в качестве розничной торговли - либо стационарной, либо развозной.







Постоянная ссылка на статью: