Отчетность и мораль

Разумное и нравственное всегда совпадают (Л. Н. Толстой). Последнее время в мире активно говорят о моральной составляющей бизнеса. Российский президент уже не раз напоминал предпринимателям об их ответственности перед обществом. В этом отчетливо читается призыв к следованию высоким моральным принципам, в том числе во взаимоотношениях с рынком. Возьмем, к примеру, то, как предприниматели снабжают рынок финансовой информацией о своей деятельности.

Как минимум раз в год каждая компания предоставляет рынку финансовую информацию о себе. Эта информация необходима контрагентам для того, чтобы определиться в своих взаимоотношениях с компанией. Зададимся вопросами: "Насколько правдива финансовая информация, поставляемая компаниями рынку? В полной ли мере она отражает реальное положение дел в компании? " Одним из общепризнанных в современном мире способов обеспечения реальности картины бизнеса компании является подготовка информации в строгом соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Абсолютное большинство национальных систем отчетности не дает инвесторам, партнерам, клиентам, да и обществу в целом столь же точного, верного и понятного представления о финансовом состоянии компании и финансовых результатах ее деятельности. Например, активы и обязательства в отчетности по российским правилам отражаются в основном в той стоимости, за которую они были когда-то приобретены; при этом игнорируется тот факт, что с течением времени эта стоимость может обесцениваться вследствие разного рода экономических и технологических факторов. Сделки и операции отражаются исходя прежде всего из юридической формы, а не экономического содержания, в результате, к примеру, многие обязательства компании в российской отчетности показываются как капитал.

Между тем сегодня во многих странах, в том числе в России, общение между участниками рынка происходит, как правило, на базе финансовой отчетности, составленной именно по национальным стандартам. Наивно полагать, что собранные воедино показатели такой отчетности дают объективную картину экономики. Она живет в ирреальном пространстве неточных цифр и сделанных на их основе неверных выводов.

Моральная сторона дела связана также с тем, какую пользу приносят колоссальные ресурсы, затрачиваемые на подготовку финансовых данных. Сегодня многомиллионная армия бухгалтеров, сжигая киловатты электроэнергии и тратя тонны бумаги, производит продукт, который на поверку оказывается ненужным и невостребованным. Ярким примером этого служит, в частности, следующий факт. За вторую половину 2003 г. финансовая отчетность одной из крупнейших российских нефтяных компаний упоминалась в центральной деловой прессе 16 раз, из которых на долю российской отчетности пришлось только два упоминания. Не это ли свидетельство, что продукт, который сегодня предлагает, в частности, российская бухгалтерия, ничем, никому и никогда не помогает? Зачем же переводить столько ресурсов, чтобы произвести то, что, как заранее известно, не нужно? Не правильнее ли было бы пустить эти ресурсы на что-то более полезное?

Нельзя забывать и о прогрессе, в том числе финансовых и бухгалтерских технологий. Более 50 ведущих стран приняли решение, а многие уже приступили к переходу на МСФО. Иными словами, весь мир условился: МСФО - следующая, более высокая ступень развития бухгалтерского дела. Активы показываются в отчетности по МСФО в суммах реальных экономических выгод, заключенных в них, т. е. дают возможность судить о действительном потенциале компании. Сделки и операции интерпретируются на основе экономического содержания, невзирая на правовую форму. Отчетность, составленная по МСФО, понятна и сравнима по всему миру. Информация, раскрываемая в ней, несет значительный прогностический потенциал. Так давайте стремиться подняться на эту более высокую ступень и преодолеть многочисленные препятствия и сопротивление. Затягивание внедрения МСФО есть не что иное, как противодействие прогрессу, сдерживание общественного развития, а значит, действие против интересов общества, т. е. безнравственное.

Использование национальных стандартов финансовой отчетности до некоторой степени девальвирует результат и значение работы независимого аудитора. Большинство национальных систем отчетности, в том числе российская, не нацелены на формирование информации, объективно отражающей действительное положение дел в компании. Это ставит аудитора в безвыходное положение. Рынок и общество в целом ожидают от него мнение о реальности финансового положения компании и результата ее деятельности, отраженных в отчетности. Единственное же, что он может проверить и подтвердить (а во многих случаях обязан подтвердить по законодательству и стандартам аудиторской деятельности) , - соответствие отчетности, составленной компанией, тем национальным правилам, по которым она подготовлена. И можно сколько угодно предъявлять претензии аудиторам, но без изменения системы отчетности вряд ли следует ожидать сколько-нибудь существенных изменений в их работе.

Конечно, переход на МСФО связан с большими затратами. Чтобы освоить новые методы учета и отчетности, нужно найти время, потратить много сил и средств, иногда даже нанять новый дорогостоящий персонал или вложить значительные средства в переобучение существующего персонала. Но так бывает всегда - любое новшество поначалу всегда дорого. Наверное, в начале прошлого века дешевле было содержать курьера, чем телефон. Однако большинство прогрессивных компаний все же шло и идет на эти расходы, понимая их особую необходимость. Переход на МСФО - требование времени, необходимый элемент деловой культуры и управленческого процесса. И вопрос уже не в объеме затрат, а в том, как правильно выстроить процесс массового перехода на МСФО.

Сегодня аморально не только продолжать тратить средства на подготовку данных не по МСФО. Вряд ли профессиональными можно назвать советы финансовых аналитиков, основывающихся исключительно на национальной отчетности юридических лиц. Безответственно и даже опасно регулировать экономику на основе этой отчетности. Давно уже не секрет, что национальные стандарты не позволяют в полной мере отразить плачевное состояние многих компаний, до некоторой степени вуалируя его. А регулирующие органы, ориентируясь на эту отчетность, порой даже поощряют такие компании. В обсуждениях перехода российских компаний на МСФО нередко звучит: из-за МСФО станет ясно, что многие российские предприятия - банкроты и неконкурентоспособны по сравнению с аналогичными западными фирмами. Но, может, это и нужно срочно понять, чтобы быстрее исправить ситуацию и сделать эти компании эффективными (если, конечно, это возможно в принципе).

Нуждаются в отчетности по МСФО даже фискальные органы. Разве не к справедливому подходу стремится любая налоговая система? А если это так, то налогообложение должно строиться на основе реальных результатов деятельности компании. Точно так же как бизнес-сообщество заинтересовано в правдивости поставляемой ему информации о компании, налоги должны исчисляться исходя из реально заработанной прибыли.

Сегодня нет компаний, активно сопротивляющихся введению МСФО. Но многие не спешат менять свою отчетность, занимают выжидательную позицию. Поэтому, если государство и общество действительно серьезны в своих разговорах о социальной ответственности бизнеса, то они должны активно стимулировать процесс перехода. Серьезных препятствий переходу на МСФО в России, равно как и в других странах, не существует. Нужны лишь воля и осознание того, что жить дальше без финансовой отчетности по МСФО по меньшей мере безнравственно.

Леонид Шнейдман
партнер фирмы PricewaterhouseCoopers, профессор







Постоянная ссылка на статью: