Банки не должны следить за клиентами
Pro Андрей Нечаев,
У нас есть обширная переписка с регулирующими органами, из которой следует, что банк должен проверять товарно-транспортные накладные, складские расписки, акты выполненных работ, договора, счета-фактуры… Но почему я это должен проверять. Я должен обслуживать своего клиента. А для таких проверок есть УБЭП, налоговая инспекция, была вот еще налоговая полиция… и огромное количество других органов. Почему я за свой счет, платя за программное обеспечение, держа для этого специальных людей, и прочее, прочее, прочее — почему я должен выполнять их работу? Почему я должен разбираться в марках бетона, если у него в договоре написана одна, а он, подлец, применил другую? Я не могу в этом разбираться и не хочу. Поэтому я поступаю очень просто, когда получаю письма от регуляторов. В них спрашивают, изучаю ли я все эти клиентские документы. Изучаю! Собираю их в пачку, в коробку и посылаю в Центральный банк, в наше отделение. Возможно, там специалисты в состоянии изучить эти накладные — у меня таких специалистов нет. Это отвлекает их, безусловно, от той работы, которая нужна, чтобы банки рефинансировались под реальные активы. Поэтому мое предложение — переключить их в большей степени на эту работу. Это принесет огромную пользу стране. * Из выступления на съезде АРБ, 3 апреля 2009 года, Москва. Contra Алексей Кудрин, Тут очень, как мне кажется, было высокомерно сказано о борьбе с отмыванием. То, что наша страна за последние лет семь прошла этот путь и приняла стандартную мировую практику мер против отмывания, — это хорошо. Не до всех это доходит, не всегда качественно отчитываются, но проверка сделок требуется по операциям, имеющим признаки подозрительных. Это — функция, которую исполняют банки во всем мире! И еще жестче, чем у нас в стране! До кишок долезут, чтобы определить все-таки, куда и как эти деньги пошли. Должен сказать, что в этой сфере, наверное, могут быть какие-то передержки — так давайте с этим разбираться. Но анализ, который у нас есть, показывает, что эта практика присутствует — в том числе в части теневого оборота, когда выводили капиталы, активы из банков. Особенно объемы отмывания увеличиваются в период кризиса — вот в чем беда. Потому что это один из способов увода или спасения каких-то своих или чужих денег. Практика сейчас показывает, что у нас, к сожалению, в условиях кризиса идет расширение таких операций. Поэтому снимать ответственность или снижать требования в этой сфере — я не могу поддержать это и оправдать тон, несколько высокомерный или снисходительный, который здесь прозвучал. * Из выступления на съезде АРБ, 3 апреля 2009 года, Москва. Павел Медведев, Вопрос «Должны ли банки следить за клиентами?» заключается даже не в том, должны или нет, а в том, в каком объеме эта функция должна возлагаться на банки. Мне кажется, что объем требований, которые возлагаются на банки №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», завышен. Этот закон обязывает банки собирать и подавать слишком много информации о своих клиентах в регулирующие органы. А ведь мониторинг и передача сведений являются дополнительной нагрузкой для кредитной организации, за которую она не получает вознаграждение. В то же время такая практика принята во всем мире. Сложность ситуации заключается в том, что требования о том, какую информацию о своих клиентах банки должны предоставлять государственным органам, разрабатывает FATF — международная организация, занимающаяся проблемой отмывания «грязных» денег. Россия, чтобы снова не угодить в «черный список», вынуждена их выполнять. Хотя они явно для нашей страны завышены. Я думаю, что существующая система требует деликатного вмешательства. Стандарты, предъявляемые к странам, а значит — банкам, должны быть однородными, а процедуры менее громоздкими и более дешевыми. От этого выиграют все, потому что банкиры все свои затраты перекладывают на клиентов. Автор: Журнал "Банковское обозрение" Постоянная ссылка на статью:
|