Появление на рынке баз данных частных лиц, бравших ссуды в кредитных организациях, привело к возникновению нового вида мошенничества: бандиты под видом сотрудников коллекторских агентств вымогают деньги.

Схема выглядит так. Злоумышленник выбирает из базы данных жертву и звонит ей по телефону. Представляется сотрудником одной из компаний по сбору долгов (коллекторского агентства), которые в последнее время все активнее сотрудничают с банками. Мошенники настойчиво требуют немедленного погашения задолженности. Как правило, желают получить наличные. Должники подвергаются жесткому психологическому воздействию, в ход идут угрозы.

В "Ф." обратилась Наталья Бодрова, которая столкнулась с подобными лжеколлекторами. В 2004 году они с сыном Александром взяли в магазине сети "Мир" два кредита на покупку бытовой техники, воспользовавшись услугами Альфа-банка. Сумма каждого займа составила 23 тыс. рублей. Александр через некоторое время потерял работу и не смог вносить ежемесячные платежи. Но, как рассказала Наталья, она написала заявление в банк, согласно которому взяла ответственность по возврату задолженности сына на себя. То есть Наталье пришлось погашать сразу две ссуды, с чем, по ее словам, она успешно справилась, выплатив Альфа-банку с учетом процентов около 60 тыс. рублей.

Через некоторое время Александр сам отправился в банк — удостовериться, что он чист перед кредитной организацией. "Дело в том, что мы с матерью не живем вместе. Поэтому погашали задолженность в разных отделениях Альфа-банка. Она — на улице 1905 года, а я в Сокольниках", — пояснил Александр. В банке ему подтвердили: задолженность погашена.

Но история, как оказалось, на этом не закончилась. Недавно мужу Натальи позвонил некий Владимир Андреевич, представившийся "сотрудником коллекторского агентства при Альфа-банке", и объявил: "Ваш сын — мошенник. Он должен банку 120 тыс. рублей. Мы подаем в суд". Как такое могло произойти? Владимир Андреевич в ответ на все объяснения отца злополучного заемщика заявил: "Хотели выйти сухими из воды? Не получится! Готовьте наличность. Вы сами во всем виноваты. И в любом случае с рук вам это не сойдет". Позвонивший, не стесняясь в выражениях, угрожал, что "дело так не оставит". Муж Натальи — пожилой человек — получил нервный срыв, да и она была сильно напугана.

Запутанная история

Что делать в подобной ситуации? "Прежде всего обратиться к первоисточнику в лице кредитной организации", — говорит старший вице-президент Ассоциации региональных банков России Ольга Масленникова. "Ф." сообщил о случившемся в Альфа-банк. Там провели расследование. Выяснилось, что человек, назвавшийся Владимиром Андреевичем, — лицо подставное. "Он не значится ни среди сотрудников службы безопасности банка, ни среди работников коллекторского агентства, — заявил "Ф." сотрудник банка, пожелавший остаться неизвестным. — Действовали явно мошенники. Финансовая неграмотность населения и брешь в законодательстве совсем развязали им руки. Тот факт, что базы данных должников сегодня спокойно продаются, например, на Горбушке, уже говорит о многом. Бандиты без проблем покупают базы и начинают их отрабатывать. Ни перед чем не останавливаются. Звонят, представляются коллекторами, запугивают заемщиков, вымогают деньги".

Руководитель пресс-службы Альфа-банка Дмитрий Скибицкий через некоторое время высказал иную версию: "Женщина, обратившаяся к вам, не представила ни одного документа в подтверждение своих слов. Я в течение недели пытался выйти с ней на контакт, чтобы получить хоть какие-то документы и провести расследование данного случая. Но она отказывается с кем-либо встречаться и передавать копии документов, более того, даже отказывается дать телефон того человека, который якобы ей звонил от имени Альфа-банка. Таким образом, вся описанная ситуация на сегодняшний день является непроверенным фактом".

"Ф." обратился за разъяснениями к Наталье Бодровой: почему она избегает сотрудников Альфа-банка? В ответ она заявила, что не слишком довольна манерой ведения телефонных переговоров, к тому же у нее скопилось множество неотложных дел.

Кредитный беспредел

В августе текущего года через рассылку по электронной почте стали поступать предложения приобрести базу данных частных лиц, которые брали кредит на покупку товаров в торговых точках. Записи о 720 тыс. заемщиков продавались за 90 тыс. рублей. В утечке теоретически подозревать можно всех: банки, торговые точки, бюро кредитных историй, коллекторские агентства. Правоохранительные органы обещали взять ситуацию под контроль. Но на вопрос, какова ситуация на сегодня, "Ф." удалось получить лишь краткий ответ: "Работа ведется".

Вместе с тем на рынке уже появились и другие похожие базы. Так, компания World Debt Corporation недавно выпустила базу данных "Долги и должники". Дистрибутив, загружаемый из интернета, содержит реестр физических и юридических лиц России и зарубежья, имеющих непогашенную задолженность, информацию о заемщиках (вплоть до ИНН), описание долга, сведения о кредиторе. При абонентском обслуживании предоставляется ежемесячное обновление. Оплата — $350 в месяц. Виль Панков, занимающийся наполнением базы данных, дал "Ф." телефонный номер человека, с которым можно связаться по вопросу приобретения программы. Собеседник даже не поинтересовался, из какой организации его побеспокоили.

Сегодня также можно приобрести базу неблагонадежных заемщиков за 2002-2003 годы банка "Первое ОВК" (в 2005 году бизнес банков, входящих в группу ОВК, был переведен в Росбанк). Сотрудникам "Ф." такой "продукт" встретился в одном из ларьков, торгующих дисками недалеко от Митинского радиорынка. Стоимость — 900 рублей. На диске содержится информация примерно о 3 тыс. неблагонадежных клиентов ОВК. Указаны заемщики, получившие кредиты в течение 2002-2003 годов, номера их домашних или мобильных телефонов, а в ряде случаев — паспортные данные и адреса. Рядом с каждым именем значатся причина и дата занесения в "черный список". Выборочный обзвон граждан из списка показал, что они действительно брали кредиты в этом банке в указанные сроки. В Росбанке комментировать ситуацию отказались, заметив, что "необходимо сначала проанализировать базу и установить подлинность данных". В то же время источник в кредитной организации на условиях анонимности пояснил "Ф.", что во время слияния бизнесов ОВК и Росбанка не все сотрудники были довольны процессом интеграции и "утечка информации могла послужить своеобразной местью".

Между тем продавцы в Митино уверяют, что скоро на рынок поступит более полная и свежая база под названием "Антикредит", где будет содержаться около 3 млн записей.

Не повод для паники

"Информацию о том, что подобные базы "гуляют", я получаю регулярно, равно как и сведения об участившихся случаях телефонного мошенничества, — заявил "Ф." председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев. Заместитель гендиректора коллекторского агентства "Акцепт" Марк Корчагин также считает, что сегодня впору говорить о появлении на рынке потребкредитов нового класса мошенников: "Недобросовестные граждане звонят заемщикам, представляясь коллекторами".

Президент компании "Русбизнесактив" Сергей Рахманин в описанной выше истории обращает внимание на обстоятельство, которое сразу должно насторожить: пресловутый Владимир Андреевич требовал немедленно оплатить долг наличными. "Деньги никогда не передаются на руки коллекторам. Они перечисляются на счет кредитной организации. Это отличительная особенность работы профессиональных сборщиков долгов", — говорит Сергей Рахманин. По его словам, любые предложения оплатить наличными — явный признак деятельности мошенников. В этом случае нужно обращаться в милицию, договариваться с лжеколлекторами о встрече и задерживать преступников.

 

Автор: Марина Груздева, Финанс (№38 (175) от 02.10.2006)



Постоянная ссылка на статью: