В последнее время пресса запестрела объявлениями о предоставлении кредитов на покупку автомобилей. И если 2-3 года назад кредит предоставлялся только на покупку новых машин в автосалонах, то теперь на таких условиях можно купить какое угодно транспортное средство. Было бы желание. Однако подавляющее большинство автомобилей приобретается после единовременной полной уплаты, а со всевозможными рассрочками покупатели связываются лишь тогда, когда берут машины у хороших знакомых или когда такую возможность предоставляет не банк, а сам продавец.

Прочитав рекламу – не верь глазам своим

Следует сразу же рассеять несколько мифов, которые активно внедряются в сознание потенциальных заемщиков.

Если на рекламном щите или в газетном объявлении указывается, что автомобили продаются в кредит без первоначального взноса, то это чистой воды дезинформация. Вам никто не даст уехать даже на самом дешевом драндулете, если вы за него не заплатили, по меньшей мере, десятую часть его стоимости. Такое же негласное правило действует и при потребительском кредитовании на приобретение бытовой техники, компьютеров, мебели и сотовых телефонов. Логика банков понятна: если у вас нет средств даже для первоначального взноса, вы неплатежеспособны.

А вообще, если вы твердо решили купить любую вещь в кредит, готовьтесь сразу выложить четверть ее стоимости. Шанс на положительный ответ банка будет выше.

Точно также, если в проспекте указано, что кредит на покупку авто предоставляется вам всего под 9-12 процентов годовых, отнеситесь к этому скептически. Таких низких процентов просто не существует.

Пример. Вы приняли решение купить новый автомобиль в автосалоне. У вас есть необходимая сумма для внесения первоначального взноса, и банк дает вам добро. Вам сделают точный расчет, но обяжут вас приобрести дорогущую страховку (не менее 7 процентов от стоимости машины). При этом до полного погашения кредита ПТС возьмут в залог. При этом банк накрутит еще множество всевозможных комиссий: за открытие счета, за его обслуживание, за изготовление пластиковой карты и т.д. В результате, если вы берете кредит на год, автомобиль обойдется вам в конечном итоге примерно на 27 процентов дороже.

Таковы условия во всех без исключения автосалонах Кубани. Правда, клиенту изначально могут предложить несколько схем кредитования, но принципиальных различий между ними нет. Если ниже процент, то выше комиссии, а если какая-то комиссия составляет мизерный процент, то ее с лихвой компенсирует другая. Но в любом случае меньше 27 процентов вы не заплатите.

С приобретением подержанных автомобилей происходит похожая история. Просто здесь действует другой рекламный трюк. Вам предлагают купить любой автомобиль без страховки и залога ПТС. Однако в плане финансовых затрат это ничего не меняет.

Вот, к примеру, схема, предлагаемая в Краснодаре ООО "Авто-раут". Вы говорите, что желаете приобрести у своего приятеля американский минивэн за 200 тысяч рублей. При этом вы готовы сразу же внести 50 тысяч, а оставшуюся часть погашать в течение двух лет. Ваши условия принимаются, и вам за полминуты делается расчет: в течение двух лет вы будете вносить по 9600 рублей в месяц. В итоге, автомобиль стоимостью в 200 тысяч обойдется вам в 282 тысячи. Переплата в 82 тысячи рублей выглядит впечатляюще. И это, пожалуй, лучшие условия в городе.

Но почему так много? Ведь в рекламе указано, что процент составляет всего 11,9 годовых. Да, это так, но 10 процентов от стоимости автомобиля составит единовременная комиссия, которую вы обязаны будете оплатить из своего первоначального взноса. Поэтому, если за автомобиль стоимость в 200 тысяч вы сразу платите 50 тысяч, то сумма предоставляемого вам кредита будет составлять не 150 тысяч, а 170. Плюс к этому еще несколько мелких, но постоянных комиссий. При этом заметим, что в автосалоне вам за ваши деньги выдадут страховку, а в "Авто-рауте" деньги возьмут просто так. Если у вас его угонят или вы его разобьете, то это ваши проблемы.

А вот другая схема, применяемая большинством кредиторов. Вы платите от 9 до 11 процентов годовых, но к ним добавляется еще 1 ежемесячный процентик за обслуживание счета. В итоге это уже 23 процента годовых. Плюс 6 процентов единовременная комиссия и еще ряд мелких комиссий. Итого выходим почти на 30 процентов годовых.

Инфляционные ожидания и развитие кредитного рынка

Если вы взяли кредит, предположим, на 2 года, то через 2 года платежеспособность рубля будет ниже, чем сейчас. Российская валюта подвергается инфляции. При этом уровень инфляции российской валюты выше официально заявленного. Однако машины по мере эксплуатации не дорожают, а дешевеют. Машина с трехлетним пробегом стоит уже на треть, а то и наполовину дешевле новой. Поэтому если вы купите новый или подержанный автомобиль сейчас, то потом даже при относительно высоком уровне инфляции вы не продадите его даже за ту цену, за которую купили.

В настоящее время авторынок переполнен машинами на любой вкус и кошелек, поэтому транспортные средства растут в цене ниже не только реального, но и официального уровня инфляции. Между тем, кредит на покупку авто предоставляется на условиях гораздо худших, чем при покупке телевизора или стиральной машины. Отсюда и результат: относительно невысокий спрос на такие услуги. Кредитные конторы пустуют целыми днями, и весь их расчет строится на том, что за месяц они обслужат нескольких клиентов, с которых будут иметь столько, что на жизнь хватит. На такой установке и зиждется весь бизнес.

Резюме. Получить кредит на покупку автомобиля несложно, но совершенно невыгодно.

 

Автор: Абрам Филькенштейн



Постоянная ссылка на статью: