Добавлен: 27.02.2008
Формат: zip
Размер: 95 Кб
Просмотров/Скачиваний: 1272/3
Описание: II. Взаимность ...Есть люди (правда, их немного, но они все-таки есть), которые начинают понимать, что препятствия, хотя бы и искусственные, все-таки препятствия и что наше благосостояние выиграет скорее от свободы, чем от покровительства, на том же самом основании, по которому канал для него выгоднее, чем "гористая, песчаная и неудобная дорога". Но необходимо, говорят они, чтобы эта свобода была обоюдная. Если мы уничтожим наши заставы перед Испанией, а Испания не уничтожит своих перед нами, то мы, очевидно, сделаем глупость, а потому заключим лучше торговые договоры , сделаем на основании принципа взаимной справедливости уступки, с тем чтобы и нам сделали их, поступимся правом купить, чтобы получить больше выгоды от продажи. Людям, рассуждающим таким образом, я должен, к сожалению, сказать, что они — известно это им или нет — руководствуются принципом протекционизма, только они менее последовательны, чем настоящие протекционисты, точно так же, как эти последние еще непоследовательнее, чем сторонники безусловных запрещений. Я докажу это следующей басней. Стульта и Пуэра Были где-то два города, Стульта и Пуэра . С большими издержками построили они дорогу, соединившую их друг с другом. Когда она была построена, Стульта подумала: "Вот Пуэра стала наводнять меня своими продуктами, надо подумать об этом". Вследствие этого она создала и устроила на жалованье отряд тормозильщиков , названных так потому, что они обязаны были воздвигать препятствия обозам, которые шли из Пуэры . Немного времени спустя Пуэра также завела тормозильщиков . Прошло несколько столетий, наука сделала большие успехи, расширился и умственный кругозор Пуэры , и она поняла, что взаимные преграды ничего не приносят обоим городам, кроме взаимного вреда. И вот она послала в Стульту дипломата, который с обычным в таких случаях красноречием говорил в таком смысле: "Мы построили дорогу, а теперь мы же сами загораживаем ее. Это нелепо. Уж лучше было бы оставить все в прежнем положении, тогда, по крайней мере, нам незачем было бы тратиться на содержание дороги, да еще на разные преграды. От имени Пуэры я пришел предложить вам, конечно, не отказываться сразу от взаимных преград, потому что это значило бы действовать по принципу, а мы, так же как и вы, ненавидим всякие принципы, но несколько ослабить эти преграды, взвесив наперед со всею справедливостью наши взаимные уступки". Так говорил дипломат. Стульта попросила время на размышление. Поочередно советовалась она со своими фабрикантами и земледельцами, а по прошествии нескольких лет объявила, что прекращает всякие переговоры. Узнав об этом, держали совет и жители Пуэры . На совете один старик, которого заподозрили, что он тайно подкуплен Стультой , встал и сказал: "Преграды, созданные Стультой , вредят нашей продаже, это несчастье; преграды же, нами созданные, вредят нашей купле, это другое несчастье. Мы ничего не можем сделать с первым из этих несчастий, но второе зависит от нас: освободим же себя, по крайней мере, от одного несчастья, коли не можем отделаться от обоих. Уничтожим наших тормозилыциков , не требуя того же самого от Стульты : придет, без сомнения, время, когда она научится вернее понимать свои выгоды". Другой советник, человек практики и фактов, а не принципа, воспитанный опытом своих предков, возразил: "Нечего слушать этого мечтателя, теоретика, новатора, утописта, экономиста, этого cтультомана . Мы все пропадем, если дорожные преграды между Стультой и Пуэрой не будут хорошо уравнены, уравновешены и верно рассчитаны. Иначе явится больше затруднений для того, чтобы идти , чем для того, чтобы прийти , т.е. для того, чтобы вывозить , чем для того, чтобы ввозить . Мы окажемся относительно Стульты в таком же точно подчинении, в каком Гавр, Нант, Бордо, Лиссабон, Лондон, Гамбург, Новый Орлеан находятся к городам, расположенным при истоках Сены, Луары, Гаронны, Тайо, Темзы, Эльбы и Миссисипи, потому что гораздо труднее плыть вверх по течению реки, чем вниз". Голос: "Города при устьях рек процветали больше, чем лежащие при истоках". — "Это невозможно". Тот же голос: "Однако это так". — "Значит, они процветали вопреки правилам !" Такое решительное рассуждение пошатнуло все собрание. Оратор окончательно убедил его своими речами о национальном достоинстве, национальном труде, о наплыве чужих продуктов, о пошлинах и убийственной конкуренции, короче, он отстоял сохранение взаимных преград. Если вам интересно, я могу свозить вас в одну страну, где вы увидите собственными глазами дорожных сторожей и тормозильщиков, которые с лучшими в мире способностями по распоряжению того же законодательного собрания работают за счет одних и тех же плательщиков — одни над тем, чтобы облегчать движение по дороге, другие над тем, чтобы затруднять это движение.