Заработная плата актуальна всегда и везде, но в России ситуация несколько смазана. Например, в нашей школе треть людей — это собственники бизнеса.

Практически во всех ведущих школах бизнеса люди учатся либо по модульной программе, либо по вечерней форме. То есть это не Full-time, когда люди уходят с работы. Поэтому на Западе относительно легко сказать, что до бизнес-школы у человека была такая заработная плата, а когда он ее окончил, его взяли на должность, и возникла дельта превращения заработной платы. Иногда человек, приходя в бизнес-школу в России, не предполагает менять место работы, и вопрос о том, в связи с чем изменилась его заработная плата, сложный. Человек добился каких-то успехов, провел какой-то проект, получил образование.

Но вычленить, какова заслуга бизнес-школы, крайне сложно. Эта информация не публикуется, мы не спрашиваем у наших выпускников о заработной плате. Иногда они ее сами открывают, когда мы их просим выступить перед желающими обучаться. Иногда мы приглашаем наших выпускников читать лекции у нас. Пока это единичные лекции типа мастер классов, но тем не менее это тоже уже бывает. Тогда они могут рассказать что то о своих доходах. Систематическую информацию мы не собираем.

Я считаю, что в действительности престиж бизнес-школы, например Гарварда, определяется не осознанием людей, что, закончив Гарвард, они могут рассчитывать на большую компенсацию, а очень высоким качеством обучения.

КОНТИНГЕНТ

Наверное, вы знаете, что у нас самая высокая цена на программу MBA среди российских программ без двойного диплома, и, как это ни парадоксально звучит, это позволяет нам иметь, на мой взгляд, лучший контингент слушателей. Когда речь идет о дополнительном, послевузовском образовании, когда люди платят за себя или за них платит фирма, то большая стоимость программы приводит к тому, что на программу приходят более мотивированные люди.

Потому что когда они приходят на программу MBA, то у всех есть две цели: диплом и знания. Только приоритеты этих целей у разных людей оказываются разными. У кого все таки на первом месте стоит получение диплома, они, как правило, программы дискриминируют по цене и скорее пойдут на какую нибудь достаточно престижную, уважаемую программу в МИРБИС, на одну из программ Академии народного хозяйства. А когда человек приходит на дорогую программу, он дискриминирует ее по качеству, собирает информацию и так далее. Интересно, что, когда речь идет о первом высшем образовании, все происходит наоборот. Если у вас дорогое первое образование, то это конкурс кошельков родителей. И, как правило, на дорогих программах вы получаете худший контингент. А здесь — наоборот, поэтому нам важно, чтобы люди могли платить. Но мы создаем условия, при которых есть возможность платить не сразу за всю программу, а поквартально. Бывают редкие случаи, когда люди обращаются с просьбой отсрочить платеж, тогда мы идем на встречу, но это редко происходит.

ЦЕНА УСЛУГИ

Поскольку бизнес-образование — это услуга, а ценообразование услуг всегда сложнее, чем ценообразование товара, потому что гораздо труднее посчитать ее себестоимость. Цена программы складывается из того, что часть зарабатываемых денег мы перечисляем в университет, поскольку мы являемся частью государственного университета. Конечно, основная стоимость обучения — это стоимость материалов, книг, которые получает слушатель. Мы раздаем их без возврата. По каждому курсу человек получает брошюрованное пособие и книгу. Теперь мы издаем в виде таких книг, рабочих тетрадей пособия, где есть все слайды, которые показывает лектор, и его комментарии.

Это более удобная вещь. Конечно, и разработка, и печать стоят денег. Все аудитории оборудованы специализированной мебелью, к каждому рабочему месту подведена электрика для работы с ноутбуком, есть проводной и беспроводной Интернет. Во всех аудиториях подвешены проекторы. Сейчас мы оборудуем класс для видео телеконференций и планируем с будущего года начать проводить долгосрочные программы типа Executive MBA, для регионов по видео телеконференции. То есть это прямой контакт со слушателями: они видят тебя — ты видишь их. Конечно, самый большой раздел расходов — это оплата преподавателей. Для того чтобы обеспечить качественную программу, мы должны оплачивать качество преподавателя и приглашать лучших. В силу дефицита квалифицированных преподавателей бизнес дисциплин на рынке складывается определенная ситуация, при которой нет возможности пригласить некоторых людей, предложив им оплату меньше определенной. Кроме всего прочего я считаю, что одна из задач бизнес школ состоит в том, чтобы доказать, что интеллектуальная деятельность в современной России может обеспечивать себе достойное существование. Как то смешно учить людей зарабатывать деньги и при этом самим бедствовать. Современные расценки, конечно, изменяются от программы к программе, но, условно говоря, они варьируются от 80 долларов до 250 евро за академический час, то есть за 40 минут. Это то, что мы платим преподавателю.

ТРИ КОМПОНЕНТА

Качество образования — это те знания, навыки и трансформация личности, которые получает человек в процессе образования. Эти три компонента способствуют карьерному успеху, потому что программа MBA — это, конечно, программа, нацеленная на успех человека в его профессиональной карьере. И так к этому и надо относиться. Всякое качество в современной теории определяется потребителем. Если человек считает, что то образование, которое он получил в нашей школе, изменило его мировоззрение, изменило его отношение к бизнесу, позволило ему продвинуться по иерархической лестнице, то это качественное образование. Если он считает, что чего то не дополучил, то, наверное, это качество недостаточно высокое. Поскольку у нас больше половины поступающих в школу приходит на программы по рекомендациям тех, кто уже закончил обучение, я думаю, мы можем сказать, что в целом даем качественное образование, иначе люди бы не рекомендовали своим друзьям, коллегам и близким наши программы.

Что касается качества преподавателей, то здесь тоже имеет место достаточно четкая вещь. Преподаватель должен обладать знаниями и андрагогическим мастерством. Андрагогика (от греческого слова andros — «взрослый муж») — наука об обучении взрослых людей. Так вот, преподаватель бизнес-дисциплины должен обладать навыком работы со взрослыми людьми. И, наконец, преподаватель бизнес-дисциплин должен иметь бизнес-опыт. Он либо сам должен участвовать в бизнесе, либо должен быть профессиональным консультантом, постоянно соприкасаясь с бизнесом, чувствуя его пульс, понимая, что происходит, какие тренды актуальны. Если есть эти три компонента, то это качественный преподаватель. Если хотя бы одного из компонентов нет… при этом я не рассматриваю возможность отсутствия профессиональной подготовки. Если у преподавателя нет знаний, он — никто, на одном ораторском мастерстве не вылезешь.

Но если есть знания, но нет мастерства работы со слушателями, это уже совсем другой коленкор, даже при наличии бизнес-опыта.
Есть знания, есть педагогическое мастерство, но нет бизнес-опыта, — это тоже получается немного оторвано от жизни. Когда я привожу примеры из своей консультационной практики, я их знаю «до самого дна», потому что работал с компанией, о которой рассказываю, знаю все обстоятельства, могу ответить на все вопросы.

Если я привожу примеры, зная о ситуации в компании по деловой прессе, то понятно, что я могу не знать какой-то подоплеки, и где-то слушатели даже могут оказаться более осведомленными, если они работают в этой отрасли.

ДЕЛИКАТНЫЙ ВОПРОС

Мы не собираем информации о том, насколько увеличиваются доходы наших выпускников. В России это деликатный вопрос. Честно говоря, даже если собирать подобные сведения, всегда есть шанс, что эта информация где-то даст утечку и ею будешь владеть не только ты, а кто-то еще. Обстановка у нас в стране, конечно, не такая, как в середине 90-х, но все еще не такая простая. Поэтому, честно говоря, я даже не знаю, насколько увеличилось благосостояние тех, кто прошел наше обучение.

Владею только отдельными примерами. У нас замечательный человек оканчивал программу MBA. Когда он поступал, работал в некой общественной организации, связанной с юридическим сопровождением бизнеса.

При вручении дипломов он сказал, что, когда поступал, ставил перед собой задачу к окончанию программы иметь доход 120 тыс. долларов в год. А это было лет 5-6 назад. Выступая при получении диплома, он отметил: «Я вдвое превысил этот показатель». Это произошло уже к концу программы, а сейчас он один из собственников и генеральный директор крупного масложирового холдинга, который строит в Подмосковье новый завод. Поэтому примеры достаточно резкого роста доходов имеются.

Связывать рост заработной платы исключительно с полученным у нас образованием было бы, мягко говоря, нахальством. Я все таки считаю, что какое бы образование человек не получал, хоть в Гарварде, самое основное — это то, кто он есть, какой у него талант, какова его энергетика, как у него работают мозги, какие у него лидерские качества и так далее.

Рост его доходов определяет прежде всего совокупность этих обстоятельств, а не только образование, которое он получил. Вычленить из этого роста ту долю, которую обеспечило образование, нереально.

 
Автор статьи: Сергей Филанович
Журнал "Управление персоналом"