Финансовая оценка профессиональной деятельности — тема болезненная, деликатная, но позволяющая на этапе отбора персонала в процессе собеседования о желаемой оплате труда сделать выводы об уровне самооценки соискателя вакансии. Многие из нас так и не научились говорить о деньгах, даже став неплохими специалистами.
Тем более что в русской культуре вообще неловко, неудобно говорить о стоимости профессиональной деятельности, и вообще — «сами придут и все дадут». Тем не менее удовлетворенность профессиональной деятельностью — это результат соотношения мотивирующих и поддерживающих факторов. К поддерживающим факторам относятся заработная плата, условия, инструменты для работы, безопасность, надежность.
К мотивирующим факторам — признание, карьерный рост, достижения, ответственность и полномочия. Если обе группы факторов отсутствуют, работа становится невыносимой. Если присутствуют только поддерживающие факторы — неудовлетворенность от работы минимальная.
Если присутствуют только мотивирующие факторы — сотрудник любит работу, но не может себе ее позволить. Если обе группы факторов присутствуют — работа приносит максимальную удовлетворенность.
Итак, заработная плата — значимый поддерживающий фактор, формирующий удовлетворенность работой. Следовательно, оценивая себя, соискатель с различным уровнем самооценки демонстрирует и потенциально желаемую удовлетворенность от профессиональной деятельности. Каков уровень желаемой заработной платы, таков и уровень самооценки. Попытаемся составить психологические портреты соискателей вакансий с наиболее часто встречающимися вариантами оценки оплаты своего труда, которые позволят нам понять личностные особенности потенциальных работников.
ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА, ИЛИ «КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ» Такой соискатель, как правило, озвучивает заниженные требования к оплате труда, действуя по принципу установки «я плохой, вы хорошие». Движущая сила работника с заниженной самооценкой — неуверенность в профессиональной компетентности, которая маскируется готовностью работать при минимальной оценке профессиональной деятельности. Не спешите радоваться, что вы нашли идеального работника, который готов работать с утра до позднего вечера и получать символическую заработную плату. Люди, страдающие комплексом неполноценности, болезненно стремятся к власти. Они стараются компенсировать свою несостоятельность потребностью в первенстве с патологическим желанием самоутверждаться. Им нужны не деньги, а статусные полномочия, которых они часто добиваются, демонстрируя абсолютную приверженность и исполнительность долгое время с известной нам уже целью.
ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА, ИЛИ «БРЕНД ИМЕНИ МЕНЯ» Соискатели, которые слишком высоко ценят свой профессиональный капитал и запрашивают внушительные суммы оплаты труда, как правило, страдают «звездной болезнью», развившейся под влиянием установки «я исключительный». При оценке своей профессиональной деятельности они намекают на свою уникальность, дорого расценивают каждое свое профессиональное действие, живут в мире собственной воображаемой значимости. Хотят меньше работать и отвечать за деятельность, но получать большие гонорары. Соискатели, притязания которых по заработной плате необычайно завышены, как правило, конфликтны, капризны и привередливы, во всем винят других, постоянно требуют общественного признания своих «профессиональных подвигов».
НЕАДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА НЕДАВНЕГО ВЫПУСКНИКА ВУЗА, ИЛИ «СИНДРОМ ЛИШНИХ ЗНАНИЙ» В некоторых европейских странах существуют документально и законодательно закрепленные правила: чем выше степень образования специалиста, тем грандиознее цифры минимальной гарантированной ему заработной платы. Иными словами, чем дольше учишься в вузе, тем более дорогим специалистом в профессии становишься, и работодатель не имеет права предложить соискателю доход меньше положенного.
Но в России чем дольше учишься с отрывом от профессиональной деятельности, тем сложнее решается вопрос трудоустройства. Просто потому, Что работодатель не готов платить втридорога за престижный «бренд» диплома. Европейская тенденция не прижилась, но последствия ее зазвучали от вчерашних студентов на собеседованиях при приеме на работу. Молодые специалисты обременены внушительным багажом теоретических знаний, за которые их родители выложили немалые суммы в процессе обучения. Отсюда и стремление как можно скорее получать дивиденды под влиянием установки «я ценный», но, к сожалению, кроме требования неадекватно высокой заработной платы, начинающим дипломированным специалистам предъявить нечего.
Умения и навыки в профессиональной деятельности требуют опыта, а диплом всего лишь гарантия выпускающего учебного заведения, что данный специалист может быть допущен к профессиональной деятельности. Жаль, что этому факту так мало придают значения в процессе профессионального обучения. Знания без практического опыта неконвертируемы.
АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ СПЕЦИАЛИСТА, ИЛИ «ТОРГ УМЕСТЕН»
Человек, обладающий критическим представлением «о времени и о себе», как правило, реально оценивает сложившиеся обстоятельства, действует по принципу установки «я хороший, вы хорошие». При оценке «себя, любимого» в денежном эквиваленте опирается на несколько показателей:
1) ориентируется на бюджет фирмы, в которой хочет работать; 2) реально оценивает свой опыт и квалификацию; 3) учитывает степень эксклюзивности специалистов своего профиля и уровня; 4) узнает заранее, сколько получают специалисты данного профиля; 5) учитывает географическое расположение будущего места работы; 6) узнает все о льготах; 7) четко оговаривает весь перечень своих обязанностей; 8) отталкивается от того, насколько ему нужна работа и насколько он нужен фирме; 9) конкретно отвечает на вопрос «На какую сумму вы рассчитываете?»; 10) не спешит соглашаться на предложенный оклад, обдумывает предложение.
Процесс развития самооценки взаимосвязан с желанием получать достойную оплату труда. Выяснение щекотливых финансовых отношений сопровождает человека на протяжении всей профессиональной деятельности. Поддержание адекватной самооценки позволит соискателю быть более успешным в поиске достойной работы. Работодателю собеседование на тему желаемой заработной платы позволит не только сориентироваться, насколько дорог для него специалист, но и узнать особенности самооценки потенциального работника и возможные личностные качества, стоящие за цифрами, которые называет собеседник, оценивая свой профессиональный потенциал.
|