Как известно, красиво жить не запретишь. Тем более не запретишь красиво отдыхать. Сфера услуг для любителей экстрима, эксклюзива и розыгрыша потихоньку набирает обороты. Доставка оригинального букета по заказу переросла в широкомасштабные поздравительные представления, а банальная «организация мероприятия» стала весьма прибыльной и яркой BTL-акцией. Профессиональные тамады, ведущие телешоу и игроки команд КВН в отставке с готовностью осваивают никем не занятую на постсоветском пространстве нишу.

Сегодня трансформации этого рынка в полноценную шоу-индустрию мешает лишь отсутствие массированного промо: клиенты компаний, разрабатывающих для них оригинальные сценарии, не всегда в таком промо заинтересованы, а у самих компаний средств для этого пока маловато.

По велители желаний

Это один из немногих случаев, когда идею для бизнеса подсказал кинофильм. В 1997 г . режиссер Девид Финчер снял психологический триллер «Игра», который рассказывал о создании виртуального мира. По сюжету сын крупного бизнесмена подарил ему на день рождения «игру». После этого жизнь ничего не подозревающего героя Майкла Дугласа круто изменилась: он оказался участником хитросплетенных интриг, превратился в банкрота и даже прыгнул с крыши. Но в итоге оказалось, что все события (включая несостоявшееся самоубийство) были подстроены компанией, услуги которой и оплатил сын бизнесмена.

Через год после выхода фильма на широкий экран в Брюсселе появилась компания Mr. Gamer, которая сегодня имеет офисы в крупнейших городах мира, включая Вашингтон, Ниццу, Париж и Москву. Около 350 специалистов компании — психологи, актеры, каскадеры — ежемесячно реализуют до десятка заказов, каждый из которых тянет на несколько миллионов долларов. Трудно было даже придумать какое-то определение тому, чем занимаются подобные компании. Большинство из них позиционируют себя как организаторы «эксклюзивных развлечений», что, разумеется, немного сбивает с толку, особенно потенциальных клиентов в странах СНГ. Впрочем, рекламируются подобные конторы весьма неохотно — большая часть клиентов приходит по рекомендации. Как бы то ни было, на Западе этот бизнес поставлен на широкую ногу, и проекты за $10 млн являются обыденностью. В нашей стране традиционно все намного скромнее: создание виртуальной реальности никто не обещает, но оригинально поздравить любимого человека или организовать захватывающую корпоративную вечеринку уже готовы.

В Украине компаний, специализирующихся в основном на поздравлениях и розыгрышах, сейчас не более 30. Хотя эта цифра может быть и больше, так как многие себя практически не афишируют. Исторически многие такие компании организовались из агентств, занимающихся event-менеджментом (администрированием мероприятий).

Оригинальное поздравление может стоить от $700 до нескольких тысяч. Как уже говорилось, более крупные бюджеты у нас осваивать пока не спешат. Прежде всего потому, что нет клиентов, готовых выкладывать сотни тысяч долларов за жизнь «как в кино». Даже российский филиал компании Mr. Gamer берется в Украине за проекты стоимостью в несколько тысяч долларов, хотя в России имеет миллионные заказы. Именно поэтому говорить о конкуренции в этой сфере среди отечественных компаний можно пока лишь с большой натяжкой: фактически рынок еще даже не сформирован.

Любишь? Докажи!

В этом году полузащитник ФК «Динамо-Киев» Андрей Гусин серьезно подготовился к празднованию дня рождения супруги. Тот день для его жены Кристины начался с записки: «Сегодня ничему не удивляйся». К 11 утра под подъездом ее ждал лимузин, на котором она, оправившись от шока, поехала в парикмахерскую. За время ее отсутствия муж своими руками прикрепил над домом огромный плакат с надписью «Кафе «Снежинка», в котором супруги впервые встретились. Квартира была усыпана цветами, а в ней играл настоящий скрипичный квартет. За домом Кристину ждал вертолет. Прокатившись на нем, она приземлилась на заснеженном стадионе, где внутри пылающего сердца с детьми и цветами ее ждал сам Андрей Гусин.

Такой сценарий разработали для преданного супруга специалисты компании Golden FishКА, появившейся на рынке в начале этого года. Ее инициатор и глава Юрий Кот, ведущий программы «Все для тебя» на телеканале «Интер», полон амбициозных планов и пока готов воплощать в жизнь подобные «сказки», работая если не в убыток, то хотя бы на перспективу.

Совсем иначе решил поздравить свою жену другой полузащитник того же ФК Василий Кардаш — поздравление он организовал с помощью компании «Взрослые игры», начинавшей в 2001 г . с оригинальной доставки подарков. «Тогда у нас было около 40 сценариев, — рассказывает учредитель «Взрослых игр» Роман Соколов. — К примеру, чашечка кофе, доставленная альпинистом на 12-й этаж, или цветы, привезенные на лошадях в сопровождении оркестра. Составляли мы и «алиби для ревнивой жены»: скажем, за супругом приезжает машина с лодкой, палаткой, друзьями — они якобы едут на охоту и возвращаются так, чтобы все было правдоподобно, — грязные, небритые, с головой кабана».

Для супруги г-на Кардаша Марины «Взрослые игры» подготовили подарок-розыгрыш, устроенный за месяц до ее дня рождения. Ее стилист позвонил ей и попросил приехать на съемку, якобы для телевидения. Приехав в назначенное место, Марина увидела обычную картину: несколько человек красили бордюры белой краской. Был канун майских праздников, и г-жу Кардаш это не удивило. Она и заподозрить не могла, что рабочие — нанятые актеры, напичканные аппаратурой. И когда один из них, «случайно споткнувшись», вылил на нее полведра белой краски, она сочла это досадной случайностью и даже не подозревала, что ее реакцию на «происшествие» и сыпавшиеся в течение 10 минут нецензурные выражения фиксируют скрытые камеры и микрофоны. Празднуя день рождения жены на теплоходе, именитый супруг продемонстрировал кассету с записью, вызвав всеобщий восторг.

«Стоимость такого съемочного дня зависит от запросов клиента, — рассказывает г-н Соколов. — Минимальная цена составляет $700, максимальная — $15 тыс. Ведь во время подготовки заказа может возникнуть очень много накладных расходов. Для одного из наших клиентов мы устроили съемку с участием Василия Ливанова, для другого начитку делал Армен Джигарханян. Соответственно, обойтись дешево такой заказ не может».

Специалисты по людям

Костяк поздравительной компании могут составлять всего 3-10 человек, но под крупные проекты привлекается большее количество разнообразных специалистов. Известны случаи, когда над одним проектом работали около сотни людей. Понятно, что при соблюдении всех мер безопасности, привлечении бригад скорой помощи, профессиональных психологов, летчиков и актеров заработок самой компании невелик. Кроме того, для людей, занимающихся этим бизнесом, важно не только креативное мышление, но и знание основ административных коммуникаций, цен на рынке (на звук, свет и т.д.) и PR-технологий. Ведь каждый клиент всегда хочет знать, сколько составляет та или иная статья в его расходах.

С людьми и компаниями, чьими услугами пользуются поздравительные агентства, контакт налаживается просто: им звонят, говорят о том, какая услуга и в каком объеме необходима, они называют цену вопроса, с ними торгуются, сходятся в цене и заносят все это в общую смету. Само поздравительное агентство получает примерно 15% от общей стоимости события.

Сотрудники компаний, специализирующихся на оказании подобных услуг, сходятся во мнении, что выполнение эксклюзивных индивидуальных заказов — дело малоприбыльное, в лучшем случае самоокупаемое, и потому никто из них эксклюзивом не ограничивается. Куда более доходным делом сейчас оказываются корпоративные вечеринки, стоимостью от $5 тыс. до $35 тыс. Тем более что и на этом поприще можно не сдерживать свою фантазию.

Скажи мне, кто твой сотрудник

«На корпоративных празднествах никто уже не хочет просто сидеть за столом, поглощать пищу или выпивать, — рассказывает Виталий Зорин, глава и создатель спортивно-развлекательного клуба «Лопухи в поисках адреналина». — Мы разбиваем сотрудников на команды, и они весь день участвуют в разнообразных соревнованиях. Как правило, после таких мероприятий начинаются кадровые передвижения: Вася, который никак себя не проявил, лишается доверия начальства, а Леночка из бухгалтерии, которую раньше никто не замечал, резко поднимается по карьерной лестнице, поскольку показала, что умеет возглавить команду и повести ее к намеченной цели».

«Лопухи в поисках адреналина», с 1998 г . предоставляющие всем желающим возможность испытать экстрим любого рода, от самого дешевого — прыжка с парашютом, до самого дорогого — полета на истребителе или пребывания в невесомости в центрифуге (до $15 тыс.), также получают прибыль в основном от корпоративных заказов. Минимальная стоимость соревновательной программы для сотрудников компании, где с ними работает 15-20 привлеченных тренеров, составляет $5 тыс.
Весьма распространенной среди киевских компаний стала предлагаемая фирмой «Студия квартал 95» (созданной КВН-щиками) программа под названием «Новый год летом». Для такого мероприятия фирма арендует обширную территорию, засыпает ее снегом, устанавливает настоящие ели. Сотрудники могут насладиться транслируемым новогодним поздравлением президента и всяческими новогодними аттракционами.

Креативщики компании «Взрослые игры» разрабатывают сценарии на основе известных мультиков, фильмов или сказок. 600 сотрудников одного из банков получили возможность за $35 тыс. насладиться «сказкой», созданной специально для них на основе «Робин Гуда» и «Шрека». На обширной лесистой территории ресторана каждый играл свою роль в отряде Робин Гуда, а по окончании игры получил в подарок из «награбленного» по «золотому слитку» — обычному куску гальки, покрашенной под золото.
Предел полету воображения заказчика один — цена вопроса. Со своей стороны работники поздравительного труда готовы исполнить любую их прихоть, предварительно оплаченную. Скажем, питающие друг к другу теплые чувства бизнесмены могут поздравлять друг друга с каким угодно праздником. Например, в этом году один предприниматель решил поздравить друга с 1 апреля.

«Один бизнесмен заказал себе автомобиль Porsche стоимостью $500 тыс., но доставить его в Украину должны были только через месяц. Друзья позвонили ему и сказали, что у них есть точно такой автомобиль, и он может на нем покататься, — рассказывает Юрий Кот. — Бизнесмен приехал на стадион «Чайка», где его встретил я, представившись хозяином машины. После этого я дал команду, и на стадион выехал самолет с надписью Porshe. Клиент оценил розыгрыш, но не знал, что все только начинается. Мы усадили его за штурвал самолета, он подъехал на нем к бункеру, а уже оттуда в сопровождении оркестра выехал его друг на лошади, у которой на морде было написано Porsche, и поздравил его с 1 апреля».

Запретные игры?

Без сомнения, подобные удовольствия позволяют себе не все, у кого хватает на это средств. По словам Юрия Кота, после смены власти в поздравительном бизнесе наступило затишье — многие просто опасаются «светиться», заказывая недешевые розыгрыши и поздравления. «Среди наших клиентов есть известные политики, но далеко не все разрешают нам разглашать их имена и суть заказов. В таком случае и мы не позволяем им торговаться с нами», — рассказывает Роман Соколов.

По этой причине и у поздравительных компаний не хватает средств на уплату налогов (ведь с начала нынешнего года 3%-ный налог на деятельность в шоу-бизнесе стал 13%-ным) и раскрутку своих услуг посредством радио- или видеороликов. Клиентуру они нарабатывают в основном путем рекомендаций и распространением буклетов по ресторанам и знакомым.

Впрочем, по мнению самих игроков, двух крупных клиентов в месяц будет достаточно для выхода на самоокупаемость, а прибыль обеспечат корпоративные празднества и BTL-акции. В общем, перспективы поздравительного бизнеса можно назвать неплохими. Ну а некоторые уже мечтают о том, чтобы повторить успех розыгрыша из фильма «Игра». «Это драйв, сумасшедший адреналин, и у меня есть идея создать подобную игру в Украине: организовать клуб и для его членов создавать виртуальную реальность по жизни», — говорит Юрий Кот. Нужно для этого немного: люди, сочетающие толстый кошелек с богатством воображения и смелостью, а также равнодушие общественности к богатым, у которых, как известно, свои причуды.

 
Автор статьи: Марина Бердичевская