С изменением экономической политики в 1992 году в российскую жизнь прочно вошло понятие «частная собственность». Каждый из нас четко знает, что принадлежит ему по праву и как защищать свои интересы. Однако это касается лишь объектов материальной собственности. Значительно сложнее дело обстоит с интеллектуальной собственностью. Все о ней знают, но почему-то многие не осознают, что для того, чтобы продукт их интеллектуальной деятельности принадлежал только им, необходимо соответственно оформить и закрепить права на него на государственном уровне. Интеллектуальная собственность настолько тонкая, неоднозначная и сложно контролируемая материя, что украсть ее может зачастую любой желающий, и, если у вас нет соответственно оформленных на нее прав, может оказаться, что по закону владельцем ее окажется не автор, а предприимчивый вор, который успел ее зарегистрировать первым.

Особенно это опасно, когда вопрос касается товарного знака фирмы. Сэкономив время и деньги на патентовании, вы рискуете потерять годами строившийся бизнес. Что делать, чтобы оградить себя и свой бизнес от незаконных посягательств? Как защитить свою интеллектуальную собственность?

На эти вопросы мы попросили ответить директора регионального центра «Югпатент» Александру Георгиевну КРАВЧУК.

- Александра Георгиевна, не могли бы вы рассказать нашим читателям, что означает понятие «патент»?

- Патент - официальный охранный документ, выдаваемый от имени государства уполномоченным на то государственным органом.

Развитие института патентования в северокавказском регионе началось с создания в 1959 году по решению государственного органа ростовского филиала Всесоюзного Центра патентных услуг. Поскольку в те годы частной собственности как таковой не было, патентный центр занимался так называемым «патентованием формул».

То есть закреплял за изобретателями лишь авторские права на идею. Теперь каждый гражданин России имеет право и возможность получить патент на свой бизнес.

По роду своей деятельности мы постоянно сталкиваемся с предпринимателями, понесшими значительные финансовые потери, а иногда и полностью потерявшими свой бизнес из-за пренебрежения необходимостью запатентовать свой товарный знак. Самой распространенной схемой мошенничества является вариант, при котором несколько учредителей совместно открывают фирму, за счет совместных средств рекламируют ее, совместными усилиями нарабатывают клиентуру, и в тот момент, когда компания завоевывает определенный статус на рынке и начинает приносить серьезную прибыль, самый «сообразительный» из учредителей патентует на ПБОЮЛ «Он сам» указанный товарный знак и просит остальных соучредителей «больше не эксплуатировать святое право его интеллектуальной собственности». С точки зрения закона он прав. А бывшие компаньоны на собственном опыте убеждаются в серьезности института патентования.

- Что именно может подлежать патентованию?

- Патентованию подлежат объекты промышленной и интеллектуальной собственности, такие как: изобретения, полезные модели, промышленные образцы и, конечно же, товарные знаки.

Особенно хочется отметить те объекты интеллектуальной собственности, которые не подлежат патентованию. Так, согласно статье 4.3 Патентного закона РФ, не признаются патентоспособными следующие изобретения:
- научные теории и математические методы;
- методы организации и управления хозяйством;
- условные обозначения, расписания, правила;
- методы выполнения умственных операций;
- алгоритмы и программы для вычислительных машин;
- проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;
- решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленных на удовлетворение эстетических потребностей;
- топологии интегральных микросхем;
- сорта растений и породы животных;
- решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

- Какие объекты наиболее часто патентуются в Ростове?

- Бесспорными лидерами по патентованию являются товарные знаки.

- Какие этапы должен пройти предприниматель, чтобы запатентовать свой товарный знак?

- Прежде чем запустить механизм патентования, необходимо провести предварительную проверку «чистоты» знака. Знак проверяется на предмет уникальности: существуют ли подобные знаки, используются ли в них аналогичные названия и не содержат ли фирменные наименования общеизвестных терминов. Был такой случай, когда один предприимчивый молодой человек решил запатентовать широко рекламируемое название одного из валютных вкладов банка. Очевидно, он делал ставку на то, что, запустив механизм патентования, он сможет шантажировать банк, предлагая им или поменять название своих вкладов и спустить все затраты на рекламную кампанию «в трубу», или выплатить ему определенную сумму денег.

Надо полагать, он рассчитывал воспользоваться оговоркой закона, согласно которой «изобретению с даты публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента предоставляется временная правовая охрана». И значит, с момента подачи заявки до момента отказа в выдаче патента он мог беспрепятственно шантажировать указанный банк. Мы, конечно, не приняли у него заявку, но этот пример довольно показателен для определения важности вопросов патентования.

Согласно Патентному закону РФ, приоритет изобретения устанавливается по дате поступления в Патентное ведомство заявки, содержащей заявление о выдаче патента, описание, формулу и чертежи, если в описании на них имеется ссылка.

Поэтому, проверив чистоту сделки, не мешкая запускайте процесс патентования, который начинается с подачи заявки в Патентное ведомство.

После подачи заявки патентным органом проводится глубокая экспертиза, в рамках которой проводится оценка перспектив защиты этого товарного знака, а также делается попытка перекрыть этим знаком максимально большое поле влияния, что расширит в будущем возможности для защиты прав его владельца. От того, насколько профессионально выполнен этот этап, во многом зависит эффективность решения возможных проблем с защитой интеллектуальной собственности в будущем. Поэтому очень внимательно следует подходить к выбору патентной организации.

Итак, все подготовительные этапы пройдены. Вам остается ждать решения Патентного ведомства. Этот срок может занять до одного года. После этого вам либо выдадут патент, либо откажут в нем. В нашей практике таких случаев пока не было. Итак, вы получили патент и в течение 10 последующих лет являетесь единственным правообладателем товарного знака. Через десять лет вы без особых усилий сможете его продлить.

- Естественно, столь трудоемкая работа по подготовке, проверке документов и проведению экспертизы должна соответственно оплачиваться. Какие затраты несет предприниматель на каждом этапе патентования товарного знака?

- Начнем по порядку. Стоимость предварительной проверки товарного знака составляет от 600 рублей.

За подачу заявки на регистрацию товарного знака заказчик должен оплатить государственную пошлину в размере 8500 руб. за 1 класс МКТУ.

Стоимость проведения патентных исследований составляет от 12 000 рублей.

При получении свидетельства оплачивается государственная пошлина «за выдачу свидетельства» в размере 10000 рублей.

В общей сложности затраты на получение патента на товарный знак составят от 31100 рублей. И хотя на первый взгляд эта сумма кажется большой, на самом деле, если разделить ее на 10 лет (срок действия регистрации товарного знака), то сумма в 259 руб. представляется мне весьма умеренной ежемесячной платой за право единоличного владения товарным знаком.

- Александра Георгиевна, что бы вы хотели сказать в заключение нашим читателям?

- Прежде всего, я еще раз хочу подчеркнуть важность закрепления прав интеллектуальной собственности. Именно нематериальные активы дают возможность тому, кто их создал, приобрел и реализует, получить в условиях жесткой конкуренции те преимущества, которые напрямую связаны с материализацией высокоэффективных идей и исключительным правом на их использование.

 
 
Автор статьи: Татьяна Никитина