DocList.Ru: Статьи31.03.2009 |
|
Производство деревянных домов как бизнес |
|
Что тяжелее — килограмм кирпичей или килограмм бревен? А что надежнее, эргономичнее, экологичнее, дешевле, практичнее — кирпичи или бревна? Ответ на первый вопрос очевиден. А вот на второй однозначного ответа нет. Тем более что строительные компании, специализирующиеся на камне, твердят, что лучшего материала для постройки собственного дома не сыскать. Аналогичную позицию занимают и фирмы, предлагающие клиентам возвести деревянное жилище. Мол, наши предки-славяне всегда отдавали предпочтение срубам, зная об их пользе для здоровья человека. А у современного жителя Украины деревянные строения якобы ассоциируются с уютом, теплом, экологичностью, семьей, свежим воздухом и т.д. Продвигая вышеперечисленные конкурентные преимущества, производители деревянных домов поддерживают стабильный рост на рынке. «За последние пять лет рынок деревянного домостроения стабильно растет на 20-30% ежегодно. Получается, что в относительных величинах темпы роста неизменны, однако в денежном выражении прогресс налицо, — говорит Владимир Степенко, директор по маркетингу консалтинговой компании SD Development. — На данный момент объем рынка превышает $100 млн». Естественно, что откусить кусок стомиллионного пирога хотят многие. В связи с этим «ВД» попыталась выяснить, насколько легко вклиниться в ряды мастеров деревянного дела. ПАСПОРТ РЫНКА
В чем сила?Естественно, украинцев, решивших купить или возвести загородный дом, бедными не назовешь. По данным консалтинговых компаний, покупатели пригородных коттеджей — семьи с уровнем ежемесячного дохода от $7 тыс. и выше. При этом большинство приобретают загородное жилье для постоянного проживания или же в качестве сезонной резиденции. В целевую аудиторию попадают топ-менеджеры средних и крупных компаний, предприниматели, а также чиновники высшего звена и представители шоу-индустрии и спорта. «На самом деле люди до сих пор побаиваются строить деревянные дома. Объясняя это, например, боязнью пожаров. Однако с каждым годом таких потребителей становится все меньше. А чему отдать предпочтение — камню или дереву — это дело вкуса и знаний», — считает Александр Скрыпник, руководитель ЧП «Колыба». Нынче можно встретить предложения о возведении домов по каркасной технологии, из оцилиндрованного бревна, клееного бруса или из бревен, тесаных вручную. «В Европе жилой фонд примерно на 80% состоит из каркасных домов. Да и в Украине строительство по этой технологии набирает обороты. Среди заказчиков нашей компании 60% отдают предпочтение каркасным домам, 25% — оцилиндрованному бревну, 10% — клееному брусу и 5% — ручному тесу, — рассказал Семен Петрик, главный архитектор КСК «Деревянный Дом». — Дороже всего возвести дом из бревна, отесанного вручную. При ручном тесе диаметр бревен доходит до полуметра. Бревно очищается от коры ручным способом. Если же речь идет об оцилиндрованном бревне, то оно выходит после станка одного калибра. Ручной тес относят к элиттехнологиям, и стоимость возведения 1 кв. м обходится порядка $1 тыс., столько же стоит и возведение 1 кв. м кирпичного дома». Помимо экономии на строительстве, деревянные дома пользуются спросом и из-за скорости их возведения. В зависимости от технологии и материала, из которого строится деревянное жилье, выгнать коробку строители берутся за два-три месяца, «под ключ» — за четыре-шесть месяцев. Однако, по словам Семена Петрика, все больше украинцев строят «под ключ». Если несколько лет назад всего лишь 60% клиентов предпочитали получить готовый дом, то теперь их число возросло до 90-95%. И это при том, что «под ключ» дом обходится минимум в два раза дороже. «Такая переориентация неслучайна. Дело в том, что рынок переполнен нерадивыми строителями. Выгнать коробку без окон и дверей достаточно легко. А вот провести отделочные работы — это дополнительные проблемы. На этом этапе не обойтись без плотного общения с заказчиком, а ведь не с каждым легко проходят согласования. По моим данным, только по Киеву и Киевской области порядка 60% строителей возводят только каркас дома, чтобы избежать сложной и кропотливой работы, связанной с внутренней отделкой строения», — сказал г-н Петрик. Поэтому потенциальные заказчики деревянных домов отдают предпочтение строителям, готовым взвалить на свои плечи весь спектр работ: от закладки фундамента до установки сантехники. Естественно, что часть работ строительные компании отдают на субподряд, например, подвод воды, электроэнергии и т.д. Выполнение дополнительных работ приносит им до 30% доходов. При этом некоторые строители держат в штате дизайнера интерьера, ландшафтных дизайнеров и даже производят деревянную уличную и комнатную мебель. Как говорится, для настоящих ценителей деревянного зодчества. По мнению Владимира Степенко, рентабельность деревянного строительства находится на уровне 40-70%, а по отдельным проектам она может достигать и 80-90%. Однако стоимость дома, а соответственно, и заработок строителей зависят от массы факторов. К таковым стоит отнести в первую очередь сорт древесины, используемой при возведении домов. В Украине, как правило, используют сосну, карпатскую смереку, лиственницу. Самый оптимальный выбор по соотношению «цена—потребительские качества» — сосна. Лиственница примерно на 40-50% дороже, что в большей степени обусловлено ее меньшей распространенностью. Чем больше диаметр бруса, тем выше цена готового строения. Для строительства деревянного дома в украинских климатических условиях целесообразнее всего выбирать оцилиндрованный брус диаметром 200-220 мм — больше не имеет смысла. Применять брус меньшего диаметра стоит при строительстве бань, беседок, летних домиков. Форма сечения бруса также влияет на стоимость проекта. Так, если есть желание реализовать проект из бруса квадратного сечения, то это повысит стоимость примерно на 5%. И конечно же, площадь дома. На производство 1 кв. м дома большой площади уходит меньше трудозатрат. Поэтому чем больше площадь будущего дома, тем дешевле возведение каждого квадратного метра. «В прошлом году стоимость работы составляла порядка 60-65%. А в этом цены на материалы резко пошли вверх, и цены на работу их еще не догнали, поэтому рентабельность немного снизилась», — говорит Александр Скрыпник. Застолбить персоналВладимир Степенко уверен, что новые игроки без проблем могут занять свое место на рынке, ведь до его заполнения еще далеко. Консультант полагает, что перспективной является узкая специализация, например, возведение домов из бруса или же деревянно-каркасное строительство. Да и брус может быть различного класса. Так, за рубежом примерно 20% деревянных домов возводятся из элитных сортов древесины, в Украине же таких строений не более 5%. Для старта достаточно получить регистрацию, обзавестись лицензией на строительство и быть готовым выложить примерно $100 тыс. Деньги пойдут на аренду помещения, покупку офисного оборудования, зарплату персоналу, создание сайта, и главное — не скупиться на рекламу. Удар стоит делать на интернет-рекламу, так как порядка 70% клиентов приходят из Сети. В то же время предприниматели утверждают, что наиболее крупные заказы они получают благодаря наружной рекламе (билл-борды, вывески, растяжки), а она стоит дороже, чем раскрутка сайта в интернете. Хорошей рекламой мог бы служить и выставочный дом-образец. Но если компания строит дома, к примеру, используя четыре технологии, то выходит, что нужно целых четыре дома. «В принципе, такой шаг может быть оправдан. Но каждого клиента интересует своя технология. Причем заказчик может посмотреть дом, строящийся по интересующей его технологии, на «живых» объектах, возводимых компанией, — поясняет г-н Петрик. — Каждый второй заказчик изъявляет желание увидеть дом. Это при том, что в день поступает от пяти до двадцати звонков. Идеальная реклама — построить деревянный дом и оборудовать в нем офис своей компании. Если, конечно, есть место где его построить». На самом деле у строителей нет единого мнения, как правильно выбрать помещение для офиса. Кто-то настаивает на том, что офис должен быть в центре города, чтобы всем было удобно добираться. Причем рядом должна быть парковка. В то же время им оппонируют компании, расположенные далеко от центра и в пригородах. Мол, если человек на колесах, а предложенные услуги и цены его устраивают, то он приедет куда угодно. Не обойтись и без оборотного капитала, в противном случае можно пролететь. Дело в том, что если вы приняли заказ на постройку дома «под ключ» в июне, то к сентябрю точно возведете коробку. Но за это время стоимость отделочных материалов может подскочить на 10-20%. В итоге либо на столько же процентов уменьшится доход строительной компании, либо может упасть ее репутация в глазах заказчика. Это произойдет в том случае, если будет пересматриваться стоимость заказа. Так что лучше сразу закупать весь спектр материалов, согласованных с заказчиком. «Получение лицензии займет месяц-два. Это не проблема. Но без персонала с профильным образованием ее никто не выдаст. Так что с момента подачи заявки на лицензию и до первого заказа может пройти месяца три, и вы все это время будете вынуждены платить зарплату нанятым специалистам», — объясняет Владимир Степенко. «В строительной компании необходимо уделять внимание подбору даже рядового персонала. Например, офис-менеджер должен хорошо разбираться в технологиях домостроения, чтобы вкратце объяснить звонящему что к чему. Естественно, важную роль выполняют и менеджеры по работе с клиентами (два-три человека), постоянно поддерживающие контакт с заказчиком, — рассказал Семен Петрик. — Не обойтись и без грамотного архитектора, а также отдела сбыта и логистики. Именно от специалистов этого отдела будет зависеть график работ. Плюс можно обзавестись и собственным архитектурным бюро. Но это уже на усмотрение руководства компании». Еще один вопрос, который каждый решает по-своему, — нужно ли собственное производство? С одной стороны, собственные производственные мощности можно представить как конкурентное преимущество. Мол, качество материалов неизменно. А с другой, по словам Владимира Степенко, первоначальные затраты увеличатся до $300-500 тыс. Кроме того, если уж обзаводиться собственной производственной базой, то стоит обустраивать лесопильный, столярный цеха, цех сращивания древесины, сушильный комплекс и т.д. Но, по мнению Семена Петрика, своими заказами собственное производство можно загрузить не более чем на 50%. В остальное время оно либо будет простаивать, либо его необходимо загружать сторонними заказами. По сути, производство — это отдельная структурная единица, требующая дополнительных затрат на ее развитие. А это не каждой начинающей компании под силу. «Глобального передела рынка строительства ожидать не стоит. Кирпичное домостроение и в будущем будет занимать порядка 95%. Тем не менее, за счет роста строительства как такового у деревянных домов большое будущее», — уверен Владимир Степенко. Но нельзя исключать, что кому-то из украинских игроков удастся сделать невозможное и «взорвать» рынок деревянного домостроения. Почему-то же скандинавы практически повально отдают предпочтение деревянному жилищу. |
|