В этом году США отменят квоты на запуски российских коммерческих спутников, предоставив тем самым Lockheed Martin Corp. расширить свои возможности на спутниковом рынке, где наблюдается жесткая конкуренция.

 

Почву для этого американские чиновники подготовили во вторник, сообщив представителям Конгресса об ощутимом, по их словам, прогрессе, который Россия делает в выполнении своего обещания прекратить продажу в Иран технологий, применяющихся при производстве баллистического оружия.

 

Один высокопоставленный американский чиновник, отказавшийся сообщить детали решения, подчеркнул, что российскому космическому агентству удалось добиться "реального прогресса в области ужесточения контроля над основными российскими аэрокосмическими предприятиями". В то же время этот чиновник признал, что отдельные российские эксперты продолжают продавать Ирану свое ноу-хау.

 

Любая американская компания, желающая запустить свой спутник на российской ракете-носителе, по-прежнему будет должна получать лицензию.

 

Это решение повысит возможности Международной службы космических запусков (International Launch Service), совместного предприятия, созданного в 1995 г. Lockheed Martin, крупнейшим американским подрядчиком по проведению военных работ, расположенным в штате Мэриленд, и двумя российскими предприятиями: ГКНПЦ им. Хруничева и ГКС "Энергия".

 

Получив возможность предлагать своим клиентами возможности запускать спутники и в России, и в США, предприятие повысит свою экономическую эффективность, , как заявил пресс-секретарь Lockheed Джим Фетиг.

 

Вследствие падения спроса на запуск коммерческих спутников, в последнее время состоялось лишь 17 из 20 запусков, определенных квотой. Однако представители Lockheed утверждают, что снятие квоты могло быть морально повлиять на бизнес и повысить шансы компании получить больше контрактов, количество которых в последнее время снижается.

 

Любые ограничения могут отпугнуть потенциальных клиентов, опасающихся, что правительство США может запретить запуск по политическим причинам. У Lockheed два крупных конкурента: американская компания Boeing Co., расположенная в Сиэттле, и европейский консорциум Arianespace.

 

Администрация Клинтона разрешила России выйти на американский рынок космических запусков в 1993 г., надеясь переманить российское космическое агентство у менее привлекательных клиентов. Все последующие годы администрация обещала увеличить квоты в том случае, если Россия будет прикладывать большие усилия в области борьбы с распространением ядерного оружия.

 

И Lockheed Martin, и россияне оказывали давление на администрацию, требуя не продлевать сроки действия квот, истекающие в этом году. По словам американских чиновников сделать это стало возможным после того, как Россия добилась определенного прогресса в деле нераспространения ядерного оружия. Однако они признали, что другой причиной снятия квот была их озабоченность долгосрочной экономической целесообразностью совместного американско-российского предприятия. Вопрос о распространении Россией ядерного оружия очень болезненно воспринимается на Капитолийском холме. Предствители Конгресса от Республиканской партии в последние дни подвергли Белый дом жесткой критике, после того как Москва решила аннулировать свое соглашение с вице-президентом Элом Гором по ограничению продажи Ирану обычных видом вооружения.

 

Но предполагается, что акивное лоббирование со стороны американской аэрокосмической промышленности и особенно предупреждения об ужесточающейся конкуренции со стороны европейских компаний, перевесит большую часть возражений Капитолийского холма.