Замкнутый круг ожиданийСотрудничество с кадровыми агентствами вызывает такую волну нареканий среди заказчиков, что возникает большой интерес причинами испорченного имиджа целой сферы деятельности. Споры на различных форумах в Интернете на тему «Что ожидают друг от друга участники кадрового рынка» наводят на грустные размышления о младенческом состоянии последнего.
Недовольство заказчика – это всегда неудовлетворенность качеством, то есть разрыв между ожидаемым и получаемым. И этот разрыв велик – почему?
Длинный список желаний
Сначала попробуем разобраться с ожиданиями, а уж потом – с причинами несоответствия. Итак, основными выявленными ожиданиями в общем виде являются: скорость, надежность, компетентность. Признаки хорошего кадрового агентства в первом приближении заказчик определяет следующим образом. 1. Собственное мнение от предварительного общения. «По одежке» ,- презентабельный внешний вид, грамотная манера общения, проявляемая в общении компетентность представителя агентства; известность агентства, - частота упоминания о нем в открытых источниках информации, постоянное присутствие в СМИ и Интернете; стиль ведения дел, - грамотность оформления документов, оглашение и продуманность плана взаимодействия 2. Мнения других, серьезный портфель заказов в работе, соответствующий уровень клиентов, хорошая репутация по отзывам и рекомендациям 3. Условия выполнения. Разумные сроки, уровень цен - не ниже выполнимых и не выше реальных. Гарантии – соответствующие уровню стоимости. Признаки хорошего агентства в работе были определены приблизительно так. 1. Ориентированность на реальные потребности клиента, - тщательность целеполагания, достаточное время, уделенное на определение задачи, лояльность к решениям заказчика 2. Оперативность в работе в сочетании с плановым характером работы, - быстрое предоставление кандидатов, достаточно частая и регулярная обратная связь с заказчиком 3. Доступность и открытость – консультант должен быть всегда доступен для заказчика в любой момент времени и должен владеть полной информацией по состоянию заказа и быть готов дать консультацию по всем вопросам касающемся рынка труда 4. Компетентность консультанта: владение информации о рынке, уровне рентабельности, основных игроках и их связи между собой 5. Специализация агентства/консультанта: владение знаниями и опытом о компетенциях, возможность их проверки собственными силами или с привлечением специалистов 6. Обладание технологией всего процесса подбора, – как на уровне методик, так и материально-технического обеспечения 7. Информативность представления результатов отбора, - измеримость, достоверность, полнота 8. «Послепродажный сервис» - мониторинг адаптации нового сотрудника, информирование заказчика о возможных проблемах и изменениях в коллективе компании заказчика и тенденциях на рынке труда 9. Честность в отношениях и соблюдение деловой этики, - необещание невыполнимого, пунктуальность, соблюдение конфиденциальности 10. Соблюдение условий гарантии, - качество представляемых кандидатов при повторном поиске должно лучше, а не хуже предыдущей попытки, при невозможности обеспечить замену в разумные сроки – возврат средств.
Цена вопроса
В общем и целом, все требования являются обоснованными и технически выполнимыми.
Вопрос, как всегда, в размерах, и возникает он, когда «дело доходит до дела».
Это уже обычный вопрос торга – что готов отдать заказчик взамен качественных услуг. В целом отрицательный имидж российского рекрутинга приводит к тому, что клиент не готов платить адекватную цену за качественный товар, считая априори, что покупка будет «с браком». Довольно часто заказчик вообще не воспринимает рекрутинг как бизнес, поэтому готов платить в размере «сколько не жалко», а то и не платить вообще. Со временем и вниманием, уделяемых процессу коммуникации сторон, обстоит еще хуже, чем с оплатой, причем паритетно. Возникает огромный разрыв между ожиданиями и действительностью у обеих сторон. С точки зрения экономики отрасли, в наличии замкнутый круг: заказчики не готовы платить адекватные деньги за услуги с высокими рисками неудачи (где люди – там неожиданности), отрасль при существующем финансировании не в состоянии обеспечить ожидаемое качество. Полный цикл выполнения среднего заказа составляет около 60 рабочих часов. При выполнении заказа консультантом ожидаемой компетенции и опыта (!) с соответствующим уровнем дохода, стоимость и условия договора будет не сильно отличаться от уровня и условий оплаты западных агентств, к которому российские компании, опять-таки не готовы; законы экономики, не позволяют делать чудеса. И если в столице положение несколько более приближено к разумному, то в регионах эта картина более безрадостная. Если московские агентства отказываются от заказов ниже тысячи долларов, то по аналогичным региональным вакансиям цена в триста долларов далеко не редкость. Причем при тех же процедурах отбора. Агентства, в свою очередь, вспоминают старую сказку, «можно ли сшить 40 шапок из одной шкуры»; можно, только они будут очень маленькие. Заказчик чаще всего получает ровно столько, сколько заплатил. В итоге имеем ситуацию, когда «Мерседес» - это, конечно, то, что надо, но денег на него нет, да вообще он их как будто бы не стоит. Поэтому я куплю «Жигули» и буду рьяно ругать «совковый» автопром. Основная масса потребителей по-прежнему ждет хотя бы «Фольскваген» по цене «Запорожца». Тут чуда тоже не происходит. Консалтинг, который по определению требует более плотного взаимодействия сторон и доверия в силу взаимозависимостей процессов, находит меньше всего понимания потребностей друг друга именно в этой области.
У большинства агентств еще нет опыта, чтобы кто-то серьезно заплатил и также серьезно спросил за качество работы, чтобы серьезно относиться к работе.
У большинства предприятий еще нет опыта потерянного из-за неквалифицированного персонала оборудования, не «приватизированного» за копейки, а купленного за миллионы долларов, чтобы серьезно относиться к кадровым вопросам.
Что делать
Но поскольку потребность объективно существует, сторонам приходится договариваться об условиях сотрудничества в постоянном состоянии скрытой конфронтации, и – все-таки как-то работать. «Ежики плакали, кололись, но упорно ели кактусы». В этой ситуации получить результат за приемлемую цену при нынешнем развитии рынка – это сотрудничество с агентствами средней ценовой категории – по крайней мере, получите услугу ожидаемого качества.
В ближайшей перспективе либо стоимость услуг российского рекрутинга будет «дорастать» до уровня цен западных агентств и качество услуг вместе с ним, либо рекрутинг постепенно умрет, как сейчас постепенно вымирают все товары «совкового» качества по соответствующей цене. Конечно, на всякого покупателя найдется свой товар, но это уже будет не правилом, как сейчас, а исключением.
Но произойдет это не раньше, чем у основной массы российских предприятий-заказчиков появится желание и возможность платить соответствующую цену. У рекрутмента нет больше источников разбогатеть, для того, выполнять работу без «срезания углов» с соответствующим техническим оснащением, как того ожидает заказчик.
Оправдывать кадровый консалтинг бесполезно, «что выросло, то выросло», но также бесполезно и требовать от него невозможного.
Бесполезно ругаться и топать ногами, законы экономики не позволяют никому продавать товар по себестоимости и ниже.
Самостоятельно агентствам этот замкнутый круг не разорвать.
P . S . Благодарю всех своих собеседников на форумах, участвовавших в дискуссиях на эту тему.
Николай И.Борисов
Управляющий партнер кадрового агентства «Лидер», г.Казань;
директор по развитию холдинговой компании «Капитал Групп»
www.leader - hr.ru |