Шоп-тур: русские идут

Размеры зарубежных активов российских инвесторов достигли 250 млрд долларов

Общее у аэрокосмического агентства EADS, венгерской авиакомпании Malev и швейцарского концерна Oerlikon одно: у каждого из них среди крупных акционеров есть российский миллиардер. А вскоре общее появится у итальянской авиакомпании Alitalia и австрийского строительного концерна Strabag: российские олигархи готовы приобрести крупные пакеты акций этих предприятий.

Одним слово, западноевропейская экономика притягивает к себе внимание российских "шоп-туристов". Растущие доходы от экспорта энергоносителей и сырьевых ресурсов позволяют российским бизнесменам претендовать на крупные пакеты акций видных зарубежных предприятий. А в скором времени монополию частных предпринимателей собирается нарушить государство, создав инвестиционный фонд на базе доходов, полученных от нефти и газа.

"Официально российские предприятия размещают за границей примерно по 13 млрд в год, – говорит глава научно-исследовательского института IHS Бернхард Фельдерер. – Кроме того, по 20 млрд долларов в год выводится за рубеж нелегально".

Это уже привело к значительному накоплению капиталов за границей: по официальным данным, зарубежные активы российских инвесторов оцениваются в 140 млрд долларов, говорит Фельдерер, другие аналитики исходят из суммы в 250 млрд долларов. При этом объемы инвестиций быстро растут, считают международные аналитики: если еще несколько лет назад огромные деньги текли в сомнительные фирмы на Карибских островах (с целью их отмывания) или вкладывались в хобби олигархов (например, британские футбольные клубы), то теперь целью становятся серьезные капиталовложения в промышленность. "Сейчас российские инвесторы проявляют активность, прежде всего, в сырьевых отраслях", – рассказывает Фельдерер. И дополняет: "Однако это вскоре может измениться".

Например, в последнее время энергетические концерны "Газпром" и "Лукойл" создали совместное предприятие по зарубежным инвестициям. В немецкой газораспределительной компании Wingas "Газпрому" принадлежит уже половина акций, запланировано приобретение городских коммунальных электростанций.

Правда, попытка приобретения крупнейшего британского газораспределительного предприятия русским не удалась. Ведь сейчас в Европе к "шоп-турам" российских миллиардеров относятся со все большей критикой. Наблюдатели все чаще видят сыгранность российских олигархов с президентом Путиным – что-то вроде мастер-плана по контролю над европейской индустрией, тогда как российский рынок все больше отгораживается от иностранных инвесторов.

В последние годы Путин внес ясность в отношения с бизнесом: тем из примерно 60 российских миллиардеров, кто в ходе приватизации 90-х годов получил слишком много денег, а позже встал в оппозицию к Москве, пришлось либо отправиться в эмиграцию (Борис Березовский), либо отбывать наказание в сибирских лагерях (Михаил Ходорковский). Но те, кому удалось найти общий язык с Путиным, могут беспрепятственно заниматься своим бизнесом, в который Москва иногда, мягко надавив, вмешивается.

Это правило пришлось усвоить и Олегу Дерипаске, который сейчас становится собственником 30-процентного пакета акций концерна Strabag: второй в списке российских богачей, в 2004 году он оказался в конфликте с государственной властью – откупиться от судьбы Ходорковского ему удалось, лишь распростившись с несколькими сотнями миллионов долларов. С тех пор он следует нужной линии.



Статья получена: InoPressa.ru