Занять место уважаемого руководителя компании, долго проработавшего на одном месте, — задача не из легких. Возникает соблазн пойти по стопам своего предшественника, но консультанты рекомендуют оставаться собой.

В такой ситуации оказалась Джина Сентрелло, когда ее назначили президентом и издателем медиахолдинга Random House, принадлежащего немецкому концерну Bertelsmann. На этом посту она заменила легендарного редактора Анну Годофф, внезапно уволенную в 2003 г.

В отличие от предшественницы Сентрелло прошла далеко не все ступеньки карьерной лестницы в издательском деле. Но она добилась больших успехов в подразделении Ballantine, входящем в издательство Random House. Ее сильными сторонами считались умение продавать и четкая нацеленность на конечный результат.

Эти качества позволили Random House выдвинуть Сентрелло на руководящую должность. Однако Стивен Мэдер, специалист по поиску руководителей высшего звена в рекрутинговой компании Christian & Timbers LLC в Бостоне, говорит, что знает “множество случаев, когда с приходом нового руководителя старые сотрудники покидают компанию”.

Ряд известных авторов были возмущены увольнением Годофф из Random House и вслед за ней перешли в конкурирующее издательство. Сентрелло предстояло удержать от бегства ведущих редакторов.

Ясная цель

Сентрелло выбрала простую, но эффективную тактику. Она решила даже не пытаться подражать талантливому редактору Годофф. “Меня назначили руководить подразделением и сделать его прибыльным, — говорит она. — Я — профессиональный издатель. Я не видела причин отказываться от своего ремесла”.

Сентрелло сразу же наняла шеф-редактором издательского отделения Random House весьма уважаемого в литературных кругах специалиста. Ее выбор пал на Дэниела Менекера, ветерана отрасли с 26-летним стажем, успевшего поработать в журнале New Yorker, старшим редактором Random House и исполнительным редактором издательства HarperCollins. Новое назначение показало работникам издательства, что Сентрелло намерена предоставить редакторам значительную свободу действий. Одновременно она повысила зарплаты и назначила на новые должности некоторых из них.

“Джина дала понять, что всегда готова идти навстречу редакторам. Но большие проекты в издательстве будут происходить по инициативе литературных агентов. Сентрелло сама будет формулировать их приоритеты, — рассказывает Джонатан Карп, старший редактор Random House. — Она читает книги, которые нам больше всего понравились. Это позволяет ей быстро принимать решения, не превращая их в своеобразный референдум”.

В то же время Сентрелло безо всякого стеснения взяла под личный контроль все вопросы, связанные с бизнесом. Она объявила редакторам, что отныне больше внимания будет уделять финансовым показателям, таким как прибыль и размеры авторских авансов, а также формату и внешнему виду книг.

Открытый диалог

Сентрелло пришлось убеждать два соперничающих подразделения — Random House (среди его авторов — Джон Ирвинг, Эдгар Л. Доктороу и Уильям Фолкнер) и Ballantine (известно благодаря книгам в мягких обложках) — покончить с давней враждой и начать сотрудничать. В издательском деле всегда больше ценились редакторы, выпускающие книги в жестком переплете. Но Сентрелло заявила сотрудникам Random House, что их перспективы в издательстве зависят от способности отказаться от старых предрассудков. Сейчас редакторы обоих издательств проводят совместные летучки, вместе отслеживают очередные поступления и даже вносят новые названия в список будущих книг бывшего соперника.

Тесное сотрудничество между издательствами группы позволяет холдингу переместить в другие подразделения книги, которые по тем или иным причинам не подошли Random House. К примеру, скоро должна выйти в свет биография создателя “Кинг-Конга” Мериана Купера. Она не понравилась издателю отделения научной фантастики Random House Делу Рею. Ее выпустит другое подразделение холдинга — Villard Books. “Сейчас холдинг — гораздо более дружная семья, чем раньше”, — говорит Брюс Трейси, редакционный директор Villard Books.

Нововведения Сентрелло дают авторам выход на более широкую аудиторию. Этим летом на полках появится книга Роберта Карсона “Теневые дайверы” (Shadow Divers), которую издательство Ballantine выпустит в мягкой обложке стандартного размера. Random House выпустит ту же самую книгу в красочной мягкой обложке по более высокой цене. “Мы можем продавать ее в супермаркетах Safeway или аэропортах”, — объясняет Энтони Дзиккарди, директор по продажам и маркетингу медиахолдинга.

Все дело в команде

Издательское дело — не единственная сфера, где топ-менеджеры поняли, что не стоит переделывать самих себя, лучше использовать на новом месте работы свои сильные качества.

Опытный руководитель розничного бизнеса Лоуренс Стивенсон стал в мае 2003 г. гендиректором компании Pep Boys, которая занимается продажей запчастей для автомобилей и предоставлением различных услуг. Он не так много знал о бизнесе, который возглавил, да и сейчас еще должен многому учиться. Но он и не пытался узнать все о тормозных колодках или шлангах радиаторов. Он просто нанял главного специалиста по продажам, директора по информации и сосредоточился на усилении позиций компании в области маркетинга и мерчандайзинга.

“Совет директоров считал, что компания хорошо разбирается в запчастях и накопила много конкретных знаний в этой области. Им нужен был человек, который мог бы создать сильную команду, — говорит Стивенсон. — Я не сумел бы в одиночку реформировать компанию. Но мне удалось подобрать сильных руководителей. Их навыки прекрасно дополняют те, которыми обладает компания”.

Пэт Кук, гендиректор рекрутинговой компании Cook & Co в Бронксвилле (штат Нью-Йорк), поддерживает эту стратегию. “Необходимо оставаться самим собой. Только тогда удастся использовать способности, в которых нуждается организация”, — поясняет она. (WSJ, 18.01.2005, Мария Подцероб)


Автор статьи: Джеффри Трахтенберг