Осенью РБК сделает аналог «Коммерсанта»

Осенью этого года на российском медиарынке появится новая общественно-политическая газета. Как стало известно, издание создается в рамках информационного холдинга РБК. Игроки медиарынка считают, что для создания авторитетного издания нужны будут большие деньги и время.



Задумка РБК конкурировать с "Коммерсантом"; может и оправдаться. В последнее время издание постепенно сдает позиции, его ниша и формат становятся все менее определенными.

По информации "Газеты.Ru", новая газета будет общественно-политической и фактически будет повторять формат "Коммерсанта";. Впрочем, такой ориентир — не новость для стартующего на медиарынке издания. Авторы практически каждого нового проекта в нише общественно-политических СМИ позиционируют его как конкурента "Коммерсанта";. Как известно, пока ни у одного из них составить реальную конкуренцию не получилось.

В РБК уже давно подумывали о том, что в медиахолдинге не хватает ежедневной газеты.

Компания даже пыталась купить газету "Ведомости" — в декабре 2005 года руководители РБК публично заявили о желании приобрести издание за $56 млн.

В то же время "Ведомости" подали иск к РБК на $9 млн о нарушении авторских прав: журналисты газеты нашли на одном из информационных ресурсов РБК цитаты, позаимствованные из их текстов. Тогда заявление РБК о желании купить газету многие расценили как ответный пиар-ход, однако это оказалось хорошим поводом для медиаэкспертов порассуждать, что холдинг действительно стремится получить серьезное ежедневное издание. Видимо, так и не найдя подходящего варианта для покупки, в компании решили запустить свой проект. По информации "Газеты.Ru", называться новое издание будет так же, как и недавно стартовавший в холдинге журнал, — "РБК". Или почти так же, но с явно коммерсантовской добавкой "РБК-daily" (существовала у "Коммерсанта"; с 1992 по 1997 год). У журнала газета позаимствует и главного редактора — Петра Власова. Сейчас, по информации "Газеты.Ru", идет формирование журналистского коллектива газеты, готовится макет. Начата работа и над пилотными номерами, к которой уже привлекаются журналисты холдинга.

Газета от РБК должна появиться на рынке в начале сезона — осенью этого года.

Рассказывать подробности нового проекта в РБК отказались. "Слухов на рынке много, — сказал "Газете.Ru" гендиректор ОАО "РБК Информационные системы" Юрий Ровенский. — Мы действительно увеличили с начала года штат журналистов, но причиной этого стал как запуск журнала "РБК", так и то, что телеканал РБК-ТВ вышел на самоокупаемость раньше, чем это предполагалось бизнес-планом. Это позволяет создавать новые передачи на телевидении, а также увеличивать количество материалов в наших электронных изданиях".

Однако глава РБК не отрицает, что у холдинга есть планы по развитию печатных СМИ в составе холдинга.

"Если будет принято решение о запуске какого-либо нового проекта, мы обязательно об этом объявим", — добавил он.

Между тем участники медиарынка утверждают, что РБК планирует запустить не только ежедневную газету, но и еженедельник. По словам директора по развитию компании "Independent Media" Леонида Бершидского, "РБК стремится выстроить полную линейку печатных изданий, и это логично для любой компании на рынке, поскольку когда в линейке нет пробелов, ее гораздо проще и в розницу продавать, и рекламодателям предлагать". По мнению Бершидского, любая хорошая газета всегда сможет найти место на нашем медиарынке, несмотря на общую неутешительную динамику в сегменте. "Хороших изданий на рынке мало, а плохих много, — считает он. — Но, к сожалению, качество — это не про РБК. С такими гибкими представлениями об этике и соблюдении авторских прав РБК на ежедневном рынке не найдет места, поскольку в газете главное — эксклюзивные материалы, а РБК очень не любят сами добывать информацию".

Президент ИД Родионова Алексей Волин также считает, что РБК логично действует в рамках политики развития полноформатного медиахолдинга. "Но я не вижу ниши для еще одной газеты, — говорит он. — Мне кажется, в существующей ситуации проще было бы купить все-таки уже существующее издание. С другой стороны, РБК явно исходит из того, что, имея свои медийные мощности, им выгоднее вложить деньги в раскрутку проектов". Однако Волин полагает, что бизнес-изданий на российском медиарынке сегодня и так более чем достаточно.

И с рождением еще одного создатели проекта рассчитывают не на появление новых читателей, а на перераспределение старых.

"Возможно, деловые издания станут более востребованы лет через пять, когда разовьется фондовый рынок, — считает он. — Поскольку читают деловые издания не из интереса, а для того, чтобы почерпнуть информацию о том, какие акции выгоднее покупать, куда вкладывать деньги. Пока эта информация представлена достаточно исчерпывающе".

В компании TNS Gallup Media, которая занимается определением долей, которые издания занимают на рынке, не стали комментировать слухи о появлении газеты; в компании отметили, что они "обсчитывают" только существующие проекты и не занимаются прогнозами о будущем новых проектов.

В "Коммерсанте"; конкурентов, кажется, не испугались. Гендиректор ИД "Коммерсантъ"; Демьян Кудрявцев сказал "Газете.Ru", что абстрактно новая общественно-политическая газета не нужна, но профессионально сделанная и качественная всегда придется ко двору. Главный редактор "Коммерсанта"; Владислав Бородулин считает, что силами РБК конкурировать с "Коммерсантом"; невозможно. "Теоретически можно побороться за читателя, но аудитория не очень большая, и без распространения в регионах создание такой газеты бессмысленно, — считает он. — А для того чтобы создать такую сеть распространения в регионы, как у "Коммерсанта";, нужно потратить невообразимое количество денег, времени и сил".

Между тем задумка РБК конкурировать с "Коммерсантом"; может и оправдаться. В последнее время издание постепенно сдает позиции, его ниша и формат становятся все менее определенными.

А постоянно висящая над "Коммерсантом"; угроза смены собственника заставляет его занимать невнятную политическую позицию.

На рынке сейчас есть еще одна общественно-политическая газета, обладающая внушительным тиражом и преданной армией читателей, — "Известия". Однако ребрендинг, который произвел в газете новый главный редактор и бывший шеф-редактор "Комсомольской правды" Владимир Мамонтов, окончательно увел газету из ниши деловых или серьезных политических изданий.