Дружеский привет от налоговиков

Российские налоговые органы терроризируют предприятия своими – в большинстве случаев неправомочными – дополнительными налоговыми требованиями

Ford, ТНК-ВР, "Сибнефть", "Вымпелком", Japan Tobacco International, ЮКОС – в России трудно найти хотя бы одно крупное предприятие, которое не имело бы проблем с налоговыми органами. Даже после призыва президента Владимира Путина "не терроризировать" бизнес, налоговики по итогам дела ЮКОСа чувствуют себя хозяевами положения.

Так, сумма дополнительных налоговых требований к крупным предприятиям выросла в прошлом году в 11 раз и составила 229 млрд рублей (6,54 млрд евро), сообщает налоговое ведомство. И в эту сумму не включались дополнительные налоговые требования к когда-то самому крупному российскому нефтяному концерну ЮКОС, которому в общей сложности был предъявлен счет на 22,5 млрд евро. За первое полугодие 2005 года сумма дополнительных налоговых требований возросла примерно на 30%.

"90% всех бизнесменов имеют проблемы с налоговиками. Все интересуются друг у друга, какими цифрами исчисляются дополнительные требования, миллионами или миллиардами", – говорит Анатолий Чубайс, председатель правления государственного электрического монополиста РАО "ЕЭС". Основная проблема заключается в том, что налоговики изменили свои критерии. Приемы по минимизации налогов, которые многие годы расценивались как законные, теперь считаются уклонением от уплаты налогов.

Исследование аналитической компании Ernst & Young подтверждает такую тенденцию. Из 60 опрошенных иностранных и российских предприятий 48 в течение последних трех лет были вынуждены вступить битву с налоговыми органами. "Большая часть этих дискуссий проходила в суде (92%), и большинство решений суда (90%) было принято в пользу опрошенных нами предприятий", – говорится в исследовании. Большинство иностранных предприятий указывают на то, что налоговый режим в России – это одно из основных препятствий для инвестиций.

Согласно официальной статистике налоговые ведомства тоже выглядят не лучшим образом. В 2004 году они проиграли чуть ли не три четверти всех судебных процессов. Те, кто обжалует их действия, выигрывают в 73% случаев. А если иск исходит от налоговых органов, то так называемым "налоговым грешникам" гарантирована победа в суде в 71% случаев. Тогда как в 1999 году с исками против налоговых органов обратилось всего 85 тысяч налогоплательщиков, в прошлом году их было уже 350 тысяч. Тем не менее, Татьяна Шевцова, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы, довольна работой своих подчиненных. Налоговые поступления от крупных предприятий в течение последних 18 месяцев выросли более чем вдвое.

В России налог на прибыль составляет 24%, в некоторых регионах он может быть уменьшен на четыре процентных пункта. Подоходный налог един для всех – 13%.

Предприниматели жалуются на слишком частые налоговые проверки. В будущем они не должны проводиться чаще, чем два раза в год. Это предусматривает тот же законопроект, который предлагает увеличить срок проверки на местах с нынешних двух до 15 месяцев. "Каждая проверка на месте должна быть стопроцентно результативной. Она должна заканчиваться предъявлением налогоплательщику дополнительных требований", – говорит Татьяна Шевцова. "Такая задача легализует налоговый террор", – парирует Сергей Беляков из Российского союза предпринимателей.



Статья получена: InoPressa.ru