Двуликая Россия

Проблемы DaimlerChrysler, возникшие у компании с Москвой, типичны для страны

Возможно, пробки шампанского и не стреляли. Зато точно известно, что весть из Штутгарта с радостью была воспринята на АвтоВАЗе и среди других российских производителей автомобилей. Концерн DaimlerChrysler заморозил свои планы по созданию механосборочного производства "мерседесов" в России. Одна из причин, полагают в отрасли, – это разногласия внутри российского правительства. Министерство экономики выступает за сотрудничество, дело тормозит скорее министерство промышленности. Это вполне соответствует той противоречивой ситуации, с которой сталкиваются иностранные производители автомобилей в России. Как инвесторов их жалуют, как конкурентов – боятся.

Министр экономики Герман Греф относится к тем, кто встречает иностранцев с радостью. Недавно он еще восторгался тем, что иностранные автомобилестроительные концерны до 2008 года инвестируют в Россию 2 млрд долларов. Ожидания экономического либерала подкрепили открытие в апреле завода Renault в Москве и закладка завода Toyota в Санкт-Петербурге в июне. Переговоры с его министерством ведут еще десять автоконцернов, радовался Греф. Однако теперь переговоры, по крайней мере, с одним из них – с DaimlerChrysler, закончены. Планы другого немецкого производителя тоже все еще остаются планами. Экономическая газета "Ведомости" писала в четверг, что концерн Volkswagen отложил строительство механосборочного завода в Московской области в долгий ящик из-за проблем с региональными властями.

С точки зрения местных автомобилестроителей, с иностранцами обращаются слишком хорошо – в частности потому, что отдельные детали, из которых собираются автомобили, при ввозе облагаются пониженной пошлиной в размере 3 %. Поэтому АвтоВАЗ требует справедливости в виде сокращения налога. Иначе "в опасности окажутся 5 млн рабочих мест в отрасли", говорилось в письме, адресованном министерству промышленности. Пока что русские все еще продают в собственной стране почти вдвое больше новых автомобилей, чем иностранцы. Однако фактом остается и то, что местный автопром за период с января по сентябрь по сравнению с прошлым годом сократил свой сбыт на 6,7%. Тем не менее, в стране с конвейеров все еще сходит 783 тысячи автомобилей.

О драматическом прорыве нет и речи, считает отраслевой эксперт Алексей Язиков из брокерской компании Aton Capital. "Еще минимум пять лет российские производители будут в выигрыше", – предсказывает он, имея в виду преимущество в ценах. Машины таких заводов, как АвтоВАЗ или УАЗ значительно хуже по качеству, чем их западных или азиатских конкурентов, но при этом они дешевле. "Ладу-110" АвтоВАЗ продает по цене 6700 евро, новую, внешне несколько более современную "Калину" – по 7400 евро. Хотя если к этой сумме прибавить несколько евро, то можно купить и Logan производства Renault.

Однако в отличие от французских моделей к своим машинам русские испытывают нечто вроде любви напополам с ненавистью. Ведь, по общему признанию, "русская машина, из которой больше не капает масло, это уже металлолом". Относительно простое устройство местных машин, с точки зрения Язикова, все еще является преимуществом. Русские привыкли "делать мелкий ремонт самостоятельно". С машинами, "битком набитыми электроникой", это невозможно.



Статья получена: InoPressa.ru