ЮКОС утверждает, что компания останется оплотом нефтяного сектора, несмотря на все сложности
Начала ли вторая в России по объемам производства и обладающая спорной репутацией нефтяная компания "ЮКОС" новую жизнь с чистого листа?
Глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский был основным участником самого шумного из разгоревшихся в девяностые годы скандалов, связанных с нарушением прав акционеров. Некоторые аналитики со скепсисом выслушивают его рассуждения о прозрачности, инвестициях и росте. Другие же неохотно начинают верить, что Ходорковский действительно собирается модернизировать "ЮКОС" - пусть даже только потому, что ему выгодны эти перемены.
"К 2007 году мы станем классической международной нефтяной компанией", - утверждает Ходорковский, который владеет примерно 69% акций компании вместе с остальными главными акционерами. Мелкие акционеры "ЮКОСа" много лет жалуются на то, что руководство холдинга наносит им ущерб. Сейчас Ходорковский говорит, что образцом для подражания для него является BP Amoco PLC.
Российский президент Путин дал олигархам, в том числе Ходорковскому, молчаливое обещание, что государство не будет ренационализировать собственность, купленную ими по бросовым ценам в ходе приватизационных аукционов середины девяностых. Некоторые аналитики считают, что в результате у бизнесменов появился стимул прекратить перевод прибылей в иностранные банки, и они сконцентрировали усилия на увеличении стоимости компаний за счет повышения объемов инвестиций, улучшения качества управления и уровня прозрачности.
"Это не просто пиар-кампания, у руководства "ЮКОСа" есть стратегия, - говорит аналитик московского отделения Deutsche Bank Леонид Мирзоян. - Во многих отношениях в настоящее время они являются лидерами среди российских нефтяных компаний по качеству управления".
Наблюдающийся в последнее время рост стоимости акций "ЮКОСа" свидетельствует о том, что инвесторы обратили на это внимание. С 12 февраля, когда Мирзоян обнародовал положительный аналитический отчет о "ЮКОСе", цена на акции выросла на 25% и в пятницу при закрытии Московской фондовой биржи составила $2,87. Несмотря на это повышение, акции "ЮКОСа" по-прежнему стоят меньше, чем акции ОАО "Лукойл" и ОАО "Сургутнефтегаз", первой и третьей российских нефтяных компаний.
Мирзоян и другие аналитики обращают внимание на то, что "ЮКОС" начал проводить в жизнь программу улучшения качества корпоративного управления не так давно, и беспокоятся, что компания может отказаться от нее, когда снизятся цены на нефть.
Но пока цены на нефть и на акции "ЮКОСа" не падают. Ходорковский, приехавший в Париж и выступивший на конференции высокопоставленных представителей нефтяной промышленности, сказал в интервью, что "ЮКОС" резко повышает объемы капиталовложений и собирается к 2005 году увеличить объемы добычи сырой нефти на 50%, доведя их примерно до 1,5 млн. баррелей в день. Такие объемы сравнимы с уровнем добычи нефти в Ливии, входящей в состав Организации стран-экспортеров нефти и являющейся одним из основных экспортеров.
Только в этом году "ЮКОС" инвестировал в геологоразведочные работы и производство примерно $850 млн., в то время как в прошлом году было вложено $400 млн. Объемы добычи повысились с одного миллиона баррелей в день в 2000 году до примерно 1,16 млн. баррелей в день.
По словам Ходорковского, в 2000 году чистая прибыль будет "не ниже $2,5 млрд., предсказанных аналитиками". Это в два раза больше, чем $1,14 млрд. в 1999 году. "ЮКОС" уже выделил $300 млн. на выплату дивидендов и еще $1,2 млрд. на инвестиции.
"ЮКОС" владеет 11 млрд. баррелей нефтяных резервов. Это больше, чем у TotalFinaElf SA, французского нефтяного гиганта, входящего в пятерку крупнейших акционерных нефтяных компаний мира. Но что касается рыночной капитализации, никакой конкуренции между этими компаниями нет. Даже после произошедшего в этом году резкого роста стоимости акций, рыночная капитализация "ЮКОСа" - $6 млрд. - в двенадцать раз ниже TotalFinaElf.
"Назвать это скидкой было бы слишком вежливо, - говорит Ходорковский. - Это демпинг". Глава "ЮКОСа" считает, что даже с учетом российских политических рисков цена его компании должна составлять, по крайней мере, $25 млрд. В чем же дело?
"Главная проблема - отсутствие доверия со стороны инвесторов, - считает Ходорковский. - Отчасти ее можно решить, повысив прозрачность, и мы движемся в этом направлении".
Ходорковский купил акции "ЮКОСа" после его приватизации в 1994 и 1995 гг. Холдинговая компания контролирует дочерние производственные нефтяные предприятия, но не владеет ими напрямую. Мелкие акционеры этих предприятий жаловались на то, что холдинговая компания, выводя прибыли, вынуждала их продавать свои акции на невыгодных условиях. "ЮКОС" утверждает, что не выводил прибыли, а минимизировал налоги. Уровень доверия инвесторов к "ЮКОСу" снизился еще больше в 1998 году, когда упали цены на нефть, и увяла российская экономика.
Принадлежащий Ходорковскому банк "Менатеп" объявил о банкротстве по своему долгу в $236 млн., полученному под залог 31% акций "ЮКОСа", и бизнесмен вывел главные активы компании в оффшоры, оставив акционерам пустышку. "ЮКОС" утверждает, что вывод активов осуществлялся в ходе реструктуризации, проводившейся с целью укрепления компании; впоследствии руководство вернуло активы в "ЮКОС".
После этого "ЮКОС" утвердил программу повышения качества корпоративного управления. Компания приняла общепринятые американские правила бухучета, пообещала, что транзакции с деловыми партнерами будут проводиться на честных рыночных условиях, и приняла условие о том, что дополнительные эмиссии должны получать одобрение 75% акционеров. В "ЮКОСе" работает около 40 граждан западных государств, некоторые из них занимают ключевые посты, в частности, пост вице-президента по финансам. При помощи стратегического партнера Schlumberger Ltd "ЮКОС" модернизирует технологии нефтедобычи и устанавливает информационные системы контроля над производством. В ходе конференции Ходорковский неоднократно приглашал высокопоставленных нефтяников вкладывать в компанию средства и заключать с "ЮКОСом" соглашения о партнерстве. Постоянная ссылка на статью:
|