Компьютерный клуб: Сколько сегодня можно заработать на страсти к виртуальным убийствам

До недавнего времени бизнес на залах с компьютерными играми мало кто воспринимал всерьез. Между тем в стране, и во Владивостоке в частности, незаметно выросла целая индустрия компьютерных клубов, обеспечивающая своим владельцам доходность в 100% годовых и более. Сегодня этот рынок продолжает динамично развиваться, и выйти на него не так уж и сложно. Каким образом это сделать, выяснил корреспондент "ЗР".

Спрос на временный доступ

Впервые предоставлять возможность поиграть в компьютерные игры за деньги отечественные коммерсанты придумали еще в начале 90-х. Купить компьютер могли далеко не все граждане, а поиграть в эти тогда еще диковинные игры мечтал чуть ли не каждый ребенок. Собственно, на недоступности компьютеров для большей части населения игровой бизнес строится и по сей день.

С развитием персональных компьютеров появились новые игры, увлекающие в виртуальный мир с гораздо большей силой, чем простые приставки. Но главное - появилась возможность в одной игре участвовать сразу нескольким игрокам, сидящим за разными компьютерами. Разработчики игр назвали это "многопользовательским режимом". Рождение игровой субкультуры с новой силой подстегнуло коммерческий спрос на подобные заведения.

Сегодня Владивосток по количеству компьютерных клубов на душу населения опережает Москву в 2,5 раза. В столице сегодня всего около 500 клубов - во Владивостоке уже около 80 (то есть у нас на один клуб приходится 8 тыс. населения, в Москве - 20 тыс.). Специалисты объясняют это более низким уровнем компьютеризации в провинциях. Из-за низкой платежеспособности домашними компьютерами владеет меньший процент населения. Более того, спрос будет расти и дальше, поскольку компьютерная грамотность населения растет заметно быстрее, чем количество компьютеров в домах.

Однако, по мнению владельцев клубов, Владивосток уже подходит к точке насыщения этой услугой. Это, впрочем, не означает, что новые клубы открывать не имеет смысла, поскольку часть клубов постоянно будет уходить с рынка. Такая текучка операторов рынка обусловлена сложностью ведения бизнеса, о которой многие поначалу не подозревают. Главное -сразу определиться в модели клуба и разобраться в конкурентной среде.

Игра по-крупному

Крупных, "цивилизованных" клубов в городе всего пять: "Лабиринт" на Второй Речке, "Ксенон" на Чуркине, "Планета" на Первой Речке, "Полигон" на БАМе и "Селена" с двумя залами на Пограничной и в Матросском клубе. В этих заведениях установлены от 30 до 50 машин. Как правило, есть скоростной выход в интернет, бар, VIP-комнаты с кондиционерами. Залы разделены на чисто игровые и интернет-зоны. То есть это не просто игровые клубы в чистом виде, а, как они себя сами называют, электронные кафе.

За внешним блеском электронных кафе скрывается масса проблем. Головную боль менеджерам этих заведений доставляют в основном три фактора: управление себестоимостью, конкуренция с мелкими клубами и работа с контролирующими органами.

Чтобы конкурировать с мелкими клубами и в то же время обеспечивать высокую заполняемость клуба, приходится держать такой же уровень цен (в среднем 15 руб. за час на игровом компьютере), постоянно улучшать качество услуг. Последнее влечет резкое увеличение операционных издержек, которое можно компенсировать только расширением спектра допуслуг. Интернет и компьютерные игры приносят 60-70% оборота, 20-30% - бар, 5-10% поступает от офисных услуг (распечатка, размножение документов, запись на магнитные носители и т.п.).

В результате бизнес этих кафе становится сродни банковскому или гостиничному. И там, и здесь существует масса мелких операций, которые в итоге и формируют денежный поток. Управлять всем этим потоком сделок сложно. "Для крупных клубов с наемным персоналом необходимы дорогие учетные программы, - говорит директор "Селены" Сергей ЧУНАЕВ. - Мы сами разработали надежную кассовую программу, которая позволяет свести недостачу персонала до 5%. Если же касса неавтоматизирована, воровство администраторов может дойти до 40-50% от выручки".

Работа с контролирующими органами также влетает в копеечку. Санэпидемнадзор, например, требует наличия кондиционеров и 6 кв. м площади на один компьютер. Свои требования у пожарных, архитекторов и милиции.

Еще один немаловажный аспект. Только к этому виду предпринимательства относятся специальные условия использования программного обеспечения. Дело в том, что игры или операционные системы должны быть исключительно "коробочными", а следовательно, дорогими. Именно компьютерные клубы имеют минимальные возможности для сокрытия нарушений в сфере интеллектуальной собственности от правоохранительных органов. И если при проведении акций по борьбе с пиратством, например, в магазинах, по продаже компьютеров изымаются один-два компьютера, то в клубе как доказательную базу заберут все компьютеры. Владельцы клубов некоторые шаги по переходу на лицензионный софт уже предпринимают.

Сегодня одно рабочее место стоит примерно $1600, а если сюда добавить затраты на ремонт помещения, то окажутся и все $2000. При этом большинство крупных клубов борются за выполнение месячной нормы выручки с одного компьютера в $100-150. Причем расходы больших клубов раздуваются до запредельных размеров, а возможности увеличения доходов весьма ограничены.

"Первоначально владельцы "Планеты" рассчитывали окупить клуб за год, - говорит Илья ЖИДКОВ. - Однако это не удалось, и бизнес-план пришлось значительно скорректировать". На практике первоначальные вложения возвращаются собственникам очень нескоро. Уверенно чувствуют себя лишь те клубы, которые являются частью более крупного бизнеса.

"Клуб "Ксенон" для нас - это перспективное, долгосрочное вложение и вполне гармоничное дополнение к основному бизнесу - торговле компьютерной техникой, - говорит замдиректора компании "Технологии тысячелетия" и по совместительству управляющий клубом Игорь ИВАЩЕНКО. - Мы не гонимся за высокой рентабельностью, поэтому и качество услуг не страдает. В итоге успешно конкурируем с десятком окрестных клубов, добившись осенью заполняемость в 80-90% и неплохих финансовых показателей".

Далеко не все крупные клубы находятся в таких практически тепличных условиях. Постоянное обновление стремительно устаревающей (как морально, так и физически) техники - одна из важнейших статей расходов. И если принадлежащий компьютерной фирме "Ксенон" может позволить себе даже жидкокристаллические мониторы, то, например, "Селене" поставщики "железа" снизили сроки гарантии до минимальных размеров, усложнив и без того непростое положение игровых залов.

"Для снижения доли расходов необходимы инвестиции, которых у нас нет, - говорит Сергей ЧУНАЕВ. - Поэтому, когда техника окончательно выработает совой ресурс, мы будем рассматривать вопрос об их закрытии или о капитальной реорганизации бизнеса. Возможно, мы откроем один большой зал в центре города вместо двух сегодняшних. Рынок перспективный, и уходить с него не хочется".

Подполье

В каждом районе Владивостока сейчас по десятку мелких клубов. Большинство из них представляют собой полулегальные заведения. Обычно такие клубы открываются с минимумом затрат, выручки - максимум. К тому же "органы" если и проверяют, то - клубы покрупнее, которые у всех на виду. В любом случае ничто не мешает собраться по тревоге и за одну ночь оставить на месте клуба пустое помещение.

Благодаря этому мелкие клубы поразительно живучи. Расходных статей всего две: содержание помещения и обслуживание техники, все обычно укладывается в $200-400. Зато месячная норма выручки одного игрового места достигает $200, поскольку с заполняемостью проблем, как правило, нет. Контингент пяти окрестных девятиэтажек обеспечит круглосуточную загрузку зала.

Вывод

Большие клубы с трудом держатся на плаву, стараясь обеспечить максимальную цивилизованность бизнеса. Это, правда, дает им повод с оптимизмом смотреть в будущее, не боясь ни охотников за пиратским софтом, ни наездов контролеров. Самое главное - высокий уровень сервиса и широкий спектр услуг наряду с доступными ценами укрепляют их позиции в долгосрочном плане.

Удар по таким клубам могло бы нанести появление на рынке крупного игрока, который инвестировал бы значительные средства в сеть электронных кафе. Однако управляющие этого пока не опасаются, поскольку подобный проект требует вливаний сотен тысяч долларов. На местном рынке инвесторов, готовых вкладывать такие суммы в этот бизнес, нет, а московские "сетевики" доберутся до нас нескоро, если вообще захотят. Таким образом, крупным клубам остается запастись терпением и, оттачивая управленческие технологии, ждать наступления цивилизованного рынка.

Тем временем, по общему мнению, максимально эффективно на этом рынке еще долго будут работать именно небольшие полулегальные заведения. Высокая рентабельность, полученная за счет минимализации расходов и качества услуг и простота в управлении дают им хороший запас прочности на несколько ближайших лет.

Главный недостаток подобной модели - отсутствие каких-либо долгосрочных перспектив. Как бы там не было, но риск "наезда" контролирующих органов есть всегда. Поэтому вкладывать прибыль в развитие нелегального клуба абсолютно нецелесообразно. И хотя в ближайшие годы участники рынка с большой долей вероятности прогнозируют сохранение благоприятных условий, волна проверок рано или поздно обязательно нахлынет. Волну эту, кстати, могут спровоцировать и крупные игроки, не дожидаясь лучших времен

 
Автор статьи: Виктор ГОМАНОВ