Как-то к нам обратился юноша, очень расстроенный размолвкой с любимой. Чтобы вернуть ее расположение, он попросил украсить шарами весь подъезд ее дома, — рассказывает Андрей Дзюба, менеджер компании Freshlife. — Конечно же, это было в День Святого Валентина. И именно в этот праздник у нас как никогда много работы».

Нынче желающим добавить в праздничную атмосферу воздушного чуда есть из чего выбирать: гелиевые, разноцветные, сплетенные в букеты, в виде зверушек — шарики могут быть какими угодно. А выполнить заказ возьмется не один десяток предпринимателей. Ежегодно на рынке аэроуслуг появляется немало «шаровиков-затейников», как за глаза снисходительно называют друг друга представители этого бизнеса, и столько же «сдувается». Причина — низкий ценовой порог входа в бизнес и кажущаяся простота его ведения.

Клиент из воздуха

Казалось бы, что может быть проще: взял баллон с газом, надувай шарики — и продавай их всем желающим. Ан нет, говорят предприниматели: как раз поиск покупателя «воздуха» — ключевой момент, из-за чего нередко прогорают новички. «Самое сложное в этом бизнесе — найти клиента, — полагает Владислав Демченко, директор компании «Шарики по-киевски». — Естественно, если качественно его обслужить, вероятнее всего, он перейдет в разряд постоянных. Но на начальном этапе найти клиентов будет очень тяжело: рынок уже поделен между основными игроками. И каждой компании необходимо придумать что-то оригинальное, чтобы перенаправить клиентский поток в свою сторону».

Красноречие — важное качество любого предпринимателя. Но в данном бизнесе отсутствие этого дара может с лихвой компенсировать интернет: сайт компании скажет о ее возможностях клиентуре куда больше, нежели устные обещания выполнить «все в лучшем виде». Собеседники «ВД» полагают, что каталог продукции, доступный для просмотра в онлайн-режиме, — один из наиболее эффективных инструментов продвижения бизнеса. На втором месте по популярности — реклама на собственном автомобиле. «Наш транспорт — это бесплатная реклама. Но залог успеха все-таки — хорошо сделанный сайт. После того как мы осуществили редизайн нашего сайта, его посещаемость выросла в четыре-пять раз», — рассказывает г-н Демченко. С коллегой согласен и Андрей Дзюба: «Мы ведь не нефтью торгуем, чтобы позволить себе рекламу на телевидении. В первую очередь, делаем ставку на рекламу в интернете, раздачу листовок, публикации в event-журналах».

Обычно клиент выбирает заказ по каталогу. Что это может быть — арки, гирлянды или гигантский шар-сюрприз — зависит от вида мероприятия. К примеру, для свадеб традиционно заказывают сердца, гелиевые шарики, арки. Для корпоративных мероприятий — логотип компании, выполненный из шаров соответствующей цветовой гаммы, гирлянды. На детские праздники — игрушки, фольгированные шарики, мультяшки.

«Приятнее всего работать, когда клиент тебе доверяет, и когда бюджет заказа позволяет придумать что-то неординарное. Кстати, такое бывает на цыганских свадьбах, — делится впечатлениями Юрий Орехов, директор компании «Мир шаров». — Тогда действительно можно не мелочиться и дать волю фантазии».

Полет фантазии — плюс в бюджет

Многим кажется, что освоить работу с шарами не составляет большого труда, но это не так — убеждают предприниматели. «Все удивляются: думают, взял шарики, надул, ниточкой завязал — и все. На самом деле есть очень много технологий плетения, вязания, оформления, декора, сочетания цветов и типов шаров, да и производителей немало», — утверждает Владислав Демченко. Михаил Череднюк, менеджер компании «Евро-Шар», полагает, что технические навыки приобретаются довольно быстро — в среднем, после надува одного-двух десятков шаров. Но куда более важно обладать чувством прекрасного. «Важно знать, какие шарики сочетаются по цвету и типу, как лучше их переплести, как закрепить, чтобы композиция не упала и т.д.», — говорит г-н Череднюк.

Впрочем, как выяснила «ВД», познать «шаровую» науку по силам каждому. К примеру, Владислав Демченко утверждает, что за два часа готов обучить этой премудрости любого желающего. «Мы обучаем самым элементарным вещам. Не боимся, что ученик станет конкурентом, — объясняет предприниматель. — Не так-то просто стать на ноги в этом бизнесе с первых же шагов».

Для старта потребуется около $20-50 тыс., бльшая часть которых уйдет на оборудование — баллоны разного объема, компрессоры, насосы, переходники для перелива гелия и измерения давления в баллонах и, собственно, на шарики. К примеру, один баллон обойдется в 600 грн. Еще 700 грн. стоит заправить его гелием. Чтобы надуть шар воздухом, понадобится компрессор — он стоит около 1000 грн. Украинские игроки используют мексиканские, португальские, итальянские, бельгийские шары, так как собственного производства в Украине нет.

Помещение для первых шагов в этом бизнесе обязательно — хотя бы одна комнатка площадью 20 кв. м, где можно встречаться с клиентами, убежден Юрий Орехов. А позже, разумеется, для солидности и удобства лучше было бы обзавестись апартаментами попросторнее — чтобы и офис, и демонстрационный зал, и склад — все было рядом.

Еще одна статья расходов — автомобиль. Это может быть как микроавтобус, так и пикап — лишь бы баллон поместился. А сами гирлянды надуваются уже на месте — чтобы не повредить шары и не исказить рисунок при перевозке.

Кстати, своевременность доставки, обеспечить которую из-за пробок становится все сложнее, заставляет компании искать компромиссы. Евгений Супрун, директор компании Freshlife, вспоминает такой забавный случай: «Как-то мы договорились с одним клиентом, что отдадим ему товар прямо на трассе в оговоренное время. А узнать мы его должны были по включенной «аварийке». Подъезжаем, стоит машина с открытым багажником и включенной «аварийкой». Мы начали загружать шары, чем несказанно удивили водителя. Оказалось, что наш клиент стоял на 150 метров дальше».

Доставлять шары игрокам рынка доводится почти каждый день круглый год — люди заказывают по 20, 30, 50 шаров. Пик заказов, конечно же, летом — в сезон свадеб (на выходных порой обслуживают 8-10 свадеб). Осенью и зимой приходится украшать, как правило, корпоративные вечеринки, весной — развозить шарики-сердечки для милых дам.

«Заказы могут измеряться тысячами гривен, а могут и десятками тысяч — все зависит от масштабов бизнеса, — рассказывает Юрий Орехов. — Есть множество объявлений от частных лиц, которые надувают шарики, что называется, в свое удовольствие: на пиво и хлеб с маслом этого хватит. Но если работать серьезно, с корпоративными клиентами, то, естественно, обороты будут бльшими. Насколько бльшими — это уже зависит от амбиций и трудолюбия человека».

На шару написано

Собеседники «ВД» планируют расширять свой бизнес, осваивая смежные направления. Это логично, так как все чаще клиент жаждет праздника «под ключ» — у него просто нет времени, да и зачастую желания, делать все самому. «Клиент может пожелать оформить праздник в одном стиле — скатерти, декор стульев, композиции из цветов, шары. Такое часто встречается на детских праздниках. Поэтому предоставление полного спектра услуг нам видится перспективным», — полагает Владислав Демченко. Некоторые предприниматели в этот «джентльменский набор» готовы включить пиротехнику и даже полеты на дирижаблях.

В том, что спрос на шарики будет всегда, г-н Демченко уверен. «Мы же не болты продаем, которые каждый день одного и того же цвета, размера, веса, типа и производителя, — объясняет он. — А чем оригинальнее работы, тем чаще клиент к вам обращается. Предложишь одну работу — она понравится, предложишь другую хорошую работу — тоже понравится. И так до бесконечности». В общем, а что плохого — придумывать для людей все новые и новые праздничные фишки? И предпринимателю выгодно, и людям в радость.


ПАСПОРТ РЫНКА

Объем около $2 млн Кол-во игроков крупных 5-7 Рентабельность 10-15% Цены гирлянда (1 м) 25 грн. (воздух), 70 грн. (гелий) фольгированный шар от 10 грн. с гелием (14-36 дюймов) свадебное сердце (1,2-1,7 м) 150-200 грн. шар-сюрприз (60 на 70 см) 150-200 грн.
Автор статьи: Юлия Гаевая