DocList.Ru: Статьи03.03.2009 |
|
Корпоративное видео |
|
Участники рынка корпоративного видео уверены, что 2007 год станет своего рода катализатором в развитии этого бизнеса: тысячи российских компаний, образованных в 1992 году, будут отмечать 15-летие. А здесь без кино ну никак не обойтись! При всей своей молодости рынок производства фильмов по заказам предприятий уже четко делится на сегменты — представительский (презентационное видео), учебный и репортажный. По оценкам генерального директора краснодарского рекламного агентства «Рупорт» Романа Левицкого, самый востребованный сейчас жанр — представительское кино. Отчасти потому, что типовая структура таких фильмов давно известна как изготовителям, так и заказчикам: заставка, которую теперь модно выполнять средствами компьютерной графики, вступительное слово руководителя, закадровый текст о деятельности компании, наложенный на соответствующий видеоряд, и — пафосная концовка, обещающая новые успехи. По ходу фильма смысловые отрывки и выступления ответственных работников перемежаются коротенькими заставками — «брейк-бамперами» и логотипами компании, что оживляет корпоративное видео. — По своему опыту могу подтвердить, что самый популярный жанр — фильм-презентация о компании в целом или о новой услуге, — говорит координатор проектов продюсерской компании «Мы» Андрей Ситников. — А поскольку корпоративный фильм — удовольствие не дешевое, заказывают их средние и крупные компании, работающие главным образом в сфере b2b или же имеющие партнерские сети и стремящиеся их расширить. Не случайно среди наших клиентов — транспортные, телекоммуникационные, фармацевтические компании. Впрочем, в каждом городе и регионе можно обнаружить свои особенности рынка корпоративного видео. Например, значительная доля аудитории такой аудиовизуальной продукции в Сочи — санатории и здравницы. «Они хотят качественное видео минут на 15–20, причем очень толково сделанное — так, чтобы его можно было крутить на всех отечественных и международных туристических выставках», — поясняет Игорь Козлов, арт-директор студии «СаКо-фильм» (Сочи). Учебное кино — вариант по понятным причинам куда менее прибыльный, как и репортажный фильм — формат, к которому сегодня часто прибегают крупные сырьевые и производственные компании. Минимум миниморумСнимается киноКак устроен корпоративный фильм: · работа над сценарием — совместно с заказчиком; · 2–3 съемочных дня одной или двумя профессиональными цифровыми камерами с дополнительным оборудованием; · до 8 профессиональных цифровых кассет (по 60 минут); · монтаж, цветокоррекция, наложение фильтров, многослойный монтаж (композитинг), 2D- и 3D-графика; · начальная «заставка» — 15–30 секунд; ·«перебивки» — 6–10 секунд; ·титры; · музыкальное оформление, шумовые звуковые эффекты; · дикторское озвучивание; · хронометраж — более 10 минут; · кодировка и запись DVD-Video диска с многоуровневым или анимированным меню. Львиная доля стартовых вложений в создание студии корпоративного видео уйдет на оборудование, прежде всего на съемочный (профессиональная видеокамера, штатив, звуковое и осветительное оборудование) и монтажный комплекты (как минимум — профессиональный цифровой видеомагнитофон и компьютер с необходимым программным обеспечением). — С помощью бытовой видеокамеры-мыльницы по цене в 400–800 долларов и простого домашнего компьютера хороший фильм не сделать. По оборудованию в этом деле необходимо держать планку, ниже которой опускаться нельзя, — уверен руководитель компании «ИП Кошелев» из Сыктывкара Дмитрий Кошелев. Минимальная цена одной только камеры составляет сегодня 3 000–4 500 долларов. Базовое оборудование для нелинейного монтажа чуть дешевле — около трех тысяч долларов. И, разумеется, нужен мощный компьютер, ведь для работы с видео требуются большой объем оперативной памяти и высокая скорость обработки данных. Добавим сюда и лицензионное программное обеспечение, что выльется в 2 700–3 900 долларов. В итоге минимальный набор технических средств оценивается в 9 000–12 000 долларов. Инвестиции вполне посильные — столько сегодня стоит массовая иномарка. К тому же на первых порах покупать профессиональное оборудование вовсе не обязательно — его можно арендовать. Компаний, занимающихся сдачей в аренду «Бетакамов» и цифровых камер, предостаточно, а цены весьма умеренные: за смену просят 100–150 долларов. Главное — заранее оценить техническое состояние арендованной камеры, чтобы в самый ответственный момент техника не подвела (а это вполне возможно). Неотъемлемая составляющая любого бизнеса — офис. Все нынешние асы корпоративного видео начинали в квартирах. Однако в какой-то момент придется подумать о приличествующих солидной фирме атрибутах. «Офис желательно арендовать в центре города — по меньшей мере 20 квадратных метров, где можно разместить аппаратуру и куда не стыдно будет пригласить заказчика», — советует Дмитрий Кошелев. В Москве проще найти клиентов, однако и средняя ставка аренды для офисов класса B в столице, по данным Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, составляет сегодня 561 доллар за один квадратный метр в год. Иными словами, за 20-метровый офис придется отдавать 935 долларов в месяц. Тогда как во Владимире, по оценкам директора службы PR-агентства маркетинговых коммуникаций «Штаб» Дмитрия Скрыпникова, стоимость аренды аналогичного помещения — около 385 долларов. — Зато помещения для такого рода предприятия действительно требуются небольшие. Важно только отделить комнату для записи и сведения звука от монтажной, — советует Роман Левицкий. — В монтажной можно посадить специалиста по компьютерной графике, а для работы с заказчиками желательно предусмотреть отдельное помещение: клиентов на первых порах будет немного, так что здесь сможет работать, например, режиссер. Выходит, 20 квадратных метров все-таки мало. Тем более, по мнению Андрея Ситникова, оптимальная конфигурация — это три-четыре изолированные комнаты. Но это уже детали. А вот на звукоизоляцию помещения, закупку элементарного набора мебели, расходных материалов и оргтехники потребуется еще около полутора тысяч долларов. Увы, даже с самым профессиональным оборудованием вы вряд ли сможете что-то сделать, не укомплектовав бизнес квалифицированным персоналом. Зато, в отличие от телеканала, компании по производству корпоративного видео не обязательно содержать в штате всех необходимых специалистов. Иногда достаточно одного представителя агентства (продюсера), который обеспечивает заказ, подбирает спецов, организует производство. И все-таки полезно, чтобы в штате были директор, режиссер, оператор и небольшой инженерно-технический персонал. — Число людей, привлекаемых к творческому процессу, варьируется в зависимости от заказа. Если речь идет о небольшом и простом видеоматериале, достаточно трех человек — автора-текстовика, оператора и монтажера, — делится опытом Дмитрий Скрыпников. — Режиссура, если о таковой вообще можно говорить в этом случае, целиком ложится на плечи первых двух специалистов, работающих на съемочной площадке, а монтажер решает весь спектр задач — от работы с видео до обработки звука. ПрейскурантСтудия корпоративного кино. Детали· Описание бизнеса. Студия по производству видеопродукции по заказам предприятий. · Инвестиции. Стартовые вложения в минимальный набор оборудования сравнимы с ценой массовой иномарки — около $12 000. · Трудности. Главная проблема — умело отстроиться от крупных игроков (телекомпаний, рекламных агентств полного цикла) и «плотвы» — массы частников, готовых браться за любые заказы на любых условиях. · Рентабельность. От 50 до 200% — в зависимости от выполняемых проектов и умения торговаться с клиентом. · Форма собственности. ООО, ЗАО. · Налогообложение. Льготы отсутствуют. · Срок окупаемости. От года до двух лет, в зависимости от потока заказов. · Сертификаты и лицензии. Не требуются. Отдельно следует решить вопрос с авторскими отчислениями за чужую интеллектуальную собственность (музыка). · Аудитория. Компании любых масштабов и их собственники. · Персонал. Минимальный постоянный штат: режиссер, оператор, специалист по компьютерной графике. Львиная доля текущих расходов на производство корпоративного видео по заказу — зарплаты, причем гонорары прямо зависят от уровня компетенции и места жительства привлекаемых творческих единиц. — Поскольку структура корпоративного фильма довольно проста, в режиссеры не нужно звать Никиту Михалкова, а в операторы — Клебанова. В Москве смена достаточно профессионального оператора с хорошей камерой (Betacam, DVCAM, DVCPRO) стоит 300 долларов, а в регионах цифра может быть в три раза меньше. Гонорар человека, который обработает предоставленную клиентом информацию, написав сценарий, и будет служить в качестве режиссера, может составлять от 500 долларов до двух тысяч — в зависимости от амбиций и портфолио, — подсчитывает Роман Левицкий. — Специалист по теледизайну за комплект компьютерного оформления, в который войдут заставки, графики, брейк-бамперы, плашки, титры и подложки, может запросить от тысячи до пяти тысяч долларов, опять же в зависимости от опыта, объема и сложности работы. Ангажирование монтажера с соответствующим оборудованием потребует не менее 200 долларов. И, наконец, специалист по саунд-дизайну, в задачи которого войдет озвучивание текстовой информации, подбор музыки, обработка и сведение цельного саундтрека, обойдется приблизительно в 500 долларов. Себестоимость представительского корпоративного фильма составит приблизительно 2 500 долларов, а срок изготовления с момента утверждения сценария не превысит двух-трех недель. «А вот уже сколько выложит за эту работу клиент, прямо зависит только от вашего умения продавать. Обычно за такого рода кино заказчик платит порядка 4 600–7 800 долларов», — отмечает Левицкий. Стоимость фильма может выражаться даже в сотнях тысяч долларов. «Но у больших денег есть обратная сторона медали. Утверждать придется каждый промежуточный малюсенький результатик, — предупреждает Роман Левицкий. — Срок изготовления может затянуться не на один месяц, а количество денег, потраченных на восстановление нервной системы, будет сопоставимо с коммерческим результатом». Слаще всего, как известно, золотая середина — корпоративные «блокбастеры», обучающие фильмы и презентационные эпопеи по цене от 20 до 100 тысяч долларов. Основная нагрузка в таких случаях ложится на специалистов по компьютерной графике, зато норма прибыли может превышать 100%. Однако, по мнению Романа Левицкого, получить такой заказ может только обладатель вместительного портфолио, сочетающего в себе оригинальную сценарную и режиссерскую проработку, съемки и графику. А желающих на такие заказы найдется немало, ведь это одна из статей доходов практически всех продакшн-студий, региональных телекомпаний и рекламных агентств, обладающих собственным видеопроизводством. Отдельной статьей придется проводить расходы на авторские отчисления (при использовании защищенных авторским правом материалов). «Хотя закон об авторском праве в России действует не слишком эффективно, платить все же приходится. Главным образом это отчисления за использование музыки. Но траты эти нельзя назвать серьезными или определяющими», — комментирует Дмитрий Скрыпников. А Игорь Козлов успокаивает: 90% производителей корпоративного кино решают эту проблему легко и эффектно: «Покупают в «Трэке» диск за 120 рублей, берут композицию Игоря Крутого без слов, подкладывают — и клиент плачет, все очень душевно. Мы, впрочем, стараемся писать музыку сами или использовать компьютерные сэмплы — это разрешено. Может быть, мы и рады были бы делать авторские отчисления. Даже понимаем, что это небольшие деньги. Но сам по себе механизм отчислений в России не отлажен. В корпоративных фильмах музыкальная подложка не принципиальна, а вот маленькие кусочки, проигрыши, насколько я знаю закон об авторских правах, можно использовать бесплатно, если кино крутится в эфире один раз и не продается (а оно, как правило, и не продается)». Компьютерные заставки, перебивки и визуальные эффекты, которые так нравятся заказчикам, могут съесть 10–15% общей стоимости проекта. — Иногда заказчик говорит: «Хочу, чтобы половину фильма составляла компьютерная графика!» Он даже не представляет, сколько это может стоить! Ведь компьютерная графика тарифицируется посекундно: до 100 долларов за секунду, — отмечает Ольга Саакян, директор студии «СаКо-фильм». Что ж, это повод нарастить цифровую экспертизу: спрос рождает предложение. В отличие от обычного кино, где режиссер — царь и бог, в корпоративном видео главная фигура — заказчик. И с его требованиями приходится считаться. «Случается, заказчик уверяет, что у него есть «голос», который он хотел бы использовать за кадром. Или, напротив, желает, чтобы за кадром звучал голос известного актера. А услуги звезд стоят дорого», — говорит Александр Собканюк, генеральный директор компании «Алгософт». Все эти нюансы сильно влияют на итоговую цену проекта, так что попытки вывести «среднюю стоимость» типового заказа обычно заводят в тупик. — Сколько стоит сделать фильм? Я знаю людей в Сочи, которые снимут ролик за 10 тысяч рублей. И знаю тех, кто может заказать корпоративный фильм за 10 тысяч долларов. Вот такой разброс на рынке, — смеется Игорь Козлов. А режиссер сочинской телекомпании «Макс-ТВ» Игорь Догадов вспоминает показательный случай: «Как-то мы показывали свои корпоративные фильмы в Сургуте на ТЭФИ, где собрался телевизионный бомонд со всей России. Но когда мы назвали свои цены, коллеги закричали: “Да вы просто демпингуете!”» — После того как заказчик ставит перед нами задачу, он дает исходные материалы, и начинается непосредственно наша работа, — рассказывает о технологии производства Александр Собканюк. — И здесь мы получаем совершенно разную степень свободы. Кто-то говорит: «До свидания — через месяц ждем результат», а кто-то прописывает все шаги: «Сейчас будете делать это, потом это и это». План съемок и оценка доли компьютерной графики появляются только после того, как утвержден план-сценарий. Одновременно формируется и стилистика фильма — каким он будет: шутливым, полуигровым, документальным, сухим, плавным или динамичным… В качестве исходных материалов приходится использовать все что угодно. Так, в помощь «киношникам» один из клиентов предоставил дипломную работу на тему кариеса, и через месяц получился фильм о том, что такое кариес и как с ним бороться. Затем ролик транслировали в клинике — его смотрели пациенты, ожидающие приема врача. В среднем на производство одного корпоративного фильма уходит около 20 дней, однако участники рынка советуют всегда работать с запасом. Да и пленку жалеть не следует: по статистике, чтобы смонтировать приличный восьмиминутный сюжет, нужно снять не менее четырех часов материала. Сегодня корпоративное видео записывается большей частью на DVD, хотя еще некоторое время назад использовались преимущественно бытовые кассеты и диски CD-ROM. Впрочем, кассеты живы по сей день: «Когда кино нужно отправить в регионы, для тиражирования мы используем именно видеокассеты. Это гарантия того, что их всюду смогут посмотреть», — говорит Александр Собканюк. Непаханое полеКак продвигать услуги по созданию корпоративного видео? Игорь Козлов считает, что главное — личные контакты, рекомендации и разговоры на деловых тусовках: «Реклама как таковая — ерунда, корпоративные фильмы на нее не поймаешь». Тем временем Роман Левицкий уверен, что одним из самых эффективных каналов продвижения подобных услуг может быть собственный веб-сайт. «Будь я на месте вашего клиента, то при необходимости заказать корпоративный ролик первым делом набрал бы в поисковике заветные слова: «Производство корпоративных фильмов». И от того, в какой мере подробным окажется сайт, а выложенное портфолио — убедительным, а также от степени разветвленности вашего прайс-листа, будет зависеть реакция посетителей». По мнению Романа Левицкого, контекстная реклама, да и вообще реклама в Интернете, дают сегодня колоссальные возможности для продвижения бизнеса в сегменте b2b — при относительно невысоких затратах. Действительно, разработка и хостинг сайта, а также его адаптация к поисковым машинам потребуют двух тысяч долларов, а продвижение — от 50 до трех тысяч долларов в месяц (в зависимости от выбранных площадок и географии потенциальных заказчиков). Поскольку корпоративное видео — довольно специфичный вид бизнеса, самое дорогое, если не бесценное, в себестоимости продукции — интеллектуальный потенциал коллектива. — Можно, скажем, с нуля построить шоколадную фабрику за миллион долларов и продать ее за три миллиона. У нас же все сложнее, — поясняет Дмитрий Кошелев. — Даже если ты владеешь помещением, сверхсовременным оборудованием и зарегистрировал название своей студии, к примеру, «Мастерская Юрия Грымова», то продать все это с большой выгодой вряд ли удастся. Весь «навар» от роста в цене помещений съест амортизация оборудования, а название «Мастерская Юрия Грымова» никто не купит, если эту мастерскую будет возглавлять бездарный Вася Пупкин. Конкуренция в этом сегменте уже дает о себе знать. Самые сильные соперники — телекомпании, обладающие «кнопкой»: им легче сформировать для клиента пакетное предложение, в котором будут фигурировать и производство, и прокат. А самые противные — те, кто купил бытовую цифровую камеру, освоил простенькую монтажную программу и предлагает снимать «корпоративное кино» за копейки. А если всерьез, рынок представляет собой, по оценкам Дмитрия Кошелева, непаханое поле: «Суть товара под названием «фильм» плохо представляют себе как те, кто его производит, так и те, кто его покупает». В любом случае, участники рынка уверены: у бизнеса в сфере корпоративного видеопроизводства большое будущее. — Любая более или менее крупная компания за относительно небольшие деньги может использовать этот новый вид рекламы, современный и даже модный, — утверждает Дмитрий Скрыпников. — Корпоративный фильм — синтез документального, рекламного фильма и компьютерных технологий. Потенциальный клиент может увидеть в нем реальность, например, цеха и производственные линии, конкретных людей, которые готовы на него работать. Когда-нибудь в арсенале каждой уважающей себя компании будет корпоративный фильм. И не один. А потенциальные клиенты будут не изучать рекламные буклеты, а смотреть увлекательные и, может быть, даже смешные корпоративные фильмы. Семейная хроникаКорпоративный фильм часто похож на семейную хронику. Открывается, допустим, магазин сантехники. Так вот, в память о 10 тысячах рублей, которые были потрачены на шары, компания хочет снять фильм — так, чтобы это событие было увековечено под красивую музыку. Чтобы все улыбались, что-то говорили. Это достойный повод. Это нормально. Но… больше похоже на семейную хронику. В нашей практике есть один такой «грех»: мы снимали свадьбу. Впрочем, отец невесты был управляющим серьезного банка, на празднике присутствовали солидные люди, так что для них это был в полном смысле корпоративный фильм. А жених и невеста стали, скорее, фоном. Нужно иметь в виду, что разные корпоративные фильмы предусматривают разную же степень приложения профессионального мастерства. При этом понятие «лаковой картинки» прямо относится ко всем корпоративным фильмам. Все они «фуфельные», потому что заказчику нужно подать всё красивее, чем есть на самом деле. Мы знаем, как это сделать. И — делаем. Был у нас случай: сочинский санаторий после модернизации заказал видео. Мы, как могли, снимали не совсем выигрышный пляж, потому что до пляжа у них руки не дошли. Но они были готовы к тому, чтобы мы показали в кадре другой пляж. «За ваши деньги — любой каприз»! Майами-Бич органично может вписаться в сочинский пейзаж, не вопрос! Мы ведь не журналисты, а киношники, а значит, можем пойти на обман зрителя ради картинки. Красивой, лаковой картинки. |
|