Мобильная Роскошь

ПАСПОРТ РЫНКА

•  Средний объем рынка: 30 млн грн.

•  Средняя стоимость модифицированного телефона: 5,5 тыс. грн.

•  Количество участников: четыре компании (три в Киеве и одна в Донецке)

•  Рентабельность: 30-40%

Для украинских потребителей моддинг мобильных устройств — явление не просто малоизученное, некоторым оно кажется просто непонятным. Пугливые потребители иногда даже путают инкрустацию телефона стразами с чехлами для мобилок. В России украшать телефоны и ноутбуки начали более года назад, а для западной публики такой бизнес и вовсе уже не в диковинку. На украинских же просторах телефоны, переливающиеся всеми цветами радуги, появились только летом 2005 г .

Шик, блеск, красота

Камни от австрийской компании Swarovski в последнее время стали популярны как никогда — сегодня их широко используют при создании своих коллекций дизайнеры одежды, из них делают бижутерию, пуговицы, молнии и даже нательные татуировки.

Но особенно хорошо стразы Swarovski смотрятся на мобильных телефонах. При этом полет фантазии клиентов и дизайнеров не ограничен ничем: на телефоне можно выложить как примитивный логотип или инициалы из нескольких десятков страз, так и сложный узор, имеющий высокую художественную ценность. А в России, к примеру, в последнее время пошла мода на временные аппликации из страз, когда кристаллы Swarovski с помощью специального клея крепятся на телефон за пару секунд и держатся до нескольких недель, пока хозяин аппарата не захочет поменять узор. Такие временные аппликации пользуются среди российских граждан высоким спросом, ведь что такое $20 по сравнению с желанием выделиться из толпы, изобразив на телефоне свое имя или любимую картинку? Кроме того, с помощью страз можно заклеивать мелкие царапины и дефекты.

Спрос российских потребителей на традиционную инкрустацию телефонов тоже достаточно велик. Кстати, австрийцы внимательно присматриваются к продукции, которая производится из фирменных страз, и особо удачным проектам выдают разрешение на использование их собственной ТМ — Crystallized with Swarovski. Подобное сотрудничество позволяет производителям увеличить количество заказов, а Swarovski — укрепить бренд. Московская компания «Владыка» — одна из первых компаний в Восточной Европе, которая добилась права на использование ТМ Swarovski. В ближайшем будущем разрешение использовать престижный бренд надеются получить и украинские студии моддинга.

А пока отечественные умельцы оттачивают мастерство инкрустации телефонов, визитниц, брелков, ноутбуков, зажигалок, фотоаппаратов, mp3-плееров и даже плазменных панелей под собственными торговыми марками. На отделку телефона стразами уходит от двух до 10 дней, в зависимости от сложности дизайна и требований клиента. Как правило, на мелкие предметы (например, брелки или зажигалки) стразы клеятся за день-два, телефоны инкрустируются за три-четыре дня, для отделки ноутбуков требуется несколько недель. А, к примеру, на украшение стразами плазменной панели у киевской компании De luxe ушло три недели.

Цены на инкрустированные телефоны могут колебаться в пределах от 4 до 7 тыс. грн. Наиболее подходящие для инкрустации модели, Motorola V3 и Samsung E530, обходятся покупателям примерно в 6 тыс. грн. Если в процессе моддинга телефона используются драгоценные металлы (золото и серебро), стоимость изделия увеличивается. Отделка своего телефона обойдется клиенту в сумму от 2 тыс. грн., при этом студии моддинга дают на камни гарантию — как правило, годовую, хотя, к примеру, компания «Ирбис» предоставляет на все свои работы пожизненную гарантию.

Спешите войти!

На сегодняшний день моддингом занимаются только три киевские компании: Crystal Touch, De luxe и «Ирбис», а также донецкая «Интерстар». Обороты рынка пока невелики — по оценкам операторов, на сегодняшнем этапе оптимальные объемы украинского рынка моддинга мобильных телефонов составляют до 5 тыс. аппаратов в год, а это примерно 30 млн грн.

«Рынок довольно объемный и пока незаполненный, поэтому готов принять новых игроков, — говорит Анатолий Широков, коммерческий директор компании De luxe. — Но поскольку инкрустированные телефоны — продукция не серийная, то производство подобных аппаратов невозможно поставить на поток. Для отдельной компании нет смысла инкрустировать более 500 телефонов в год, ибо рынок все равно не справится с таким валом продукции. Все-таки о моддинге телефонов пока еще знают не так много людей, более того, продукция — не из дешевых, хотя в будущем, возможно, она станет более доступной массовому покупателю».

Рентабельность бизнеса по инкрустации телефонов довольно высока: комплект страз, которого с лихвой хватает на отделку одного телефона, стоит от $30, в то время как студии дизайна берут за инкрустацию аппарата $200-400. «Рентабельность производства одного изделия достаточно высока, — говорит Александр Григоренко, представитель компании «Интерстар». — Однако доходность бизнеса в целом гораздо меньше из-за ограниченного количества людей, которые интересуются подобной услугой. К тому же, по нашим подсчетам, позволить себе купить инкрустированный телефон могут лишь 5-7% мобильных абонентов. Поэтому для нашей компании моддинг — не основной вид деятельности, а скорее дополнительная услуга, возможность выделиться среди других продавцов мобильных телефонов».

Для компании «Ирбис», специализирующейся на компьютерной технике и ПО, моддинг телефонов также является далеко не основным источником дохода. Представители же тех компаний, которые занимаются исключительно моддингом, оценивают показатель рентабельности бизнеса в 30-40%. Правда, отмечают, что вначале доходность была больше, однако с появлением на рынке конкуренции пришлось проводить для потребителей разнообразные акции и снижать цены.

В будущем, по оценкам участников рынка, конкуренция будет только ужесточаться, а рентабельность, соответственно, падать. Поэтому тем, кто желает заняться моддингом мобильных устройств, стоит поторопиться. Специалисты утверждают, что для создания небольшой моддинг-студии достаточно $10 тыс., однако лучше организовывать более масштабное производство. «Сегодня для того, чтобы войти на рынок и претендовать на серьезные позиции, потребуется, как минимум, $100 тыс. — это в том случае, если работать не под заказ, а производить готовые изделия на продажу, — говорит Александр Харченко, директор компании Crystal Touch. — В этом случае необходима команда хотя бы из десяти человек, которых сначала нужно обучить. К примеру, на нашем предприятии обучение длится от двух до четырех недель: в течение этого времени мастера тренируются на макетах».

Продукция студий моддинга ориентирована, в основном, на женскую аудиторию. По словам Александра Яременко, директора компании «Ирбис», основная клиентская аудитория — успешные бизнес-леди, а также спутницы жизни обеспеченных мужчин. Женщина в этом случае выступает инициатором покупки, а мужчина оплачивает дамский каприз. «Когда мы только начинали работать, нам казалось, что нашими клиентами будут девушки 20-25 лет, — рассказывает Александр Харченко. — Однако в итоге основными потребителями оказались дамы бальзаковского возраста. А в канун Нового года покупателями были сплошь мужчины, которые брали телефоны в подарок своим дамам, некоторые даже по несколько штук сразу».

Студии моддинга реализуют свои изделия, как правило, по двум каналам: на заказ и через магазины, торгующие подарками, сувенирами и различной техникой. И если до недавнего времени второе направление занимало значительную часть в общем объеме реализации, то сегодня наметилась тенденция к тому, что компании начинают производить все больше изделий под заказ. Вероятно, это связано с тем, что сегмент инкрустированных мобильных телефонов, которые продаются через торговые сети, уже близок к насыщению.

В Украине аппараты, украшенные стразами, продаются через такие торговые сети, как Unitrade, Mobi Dik, SMS, «Астел» и т.д. И, надо сказать, торговцы весьма охотно берут на реализацию телефоны, украшенные стразами, ведь благодаря тому, что подобный товар относится к премиум-категории, наценку можно устанавливать на достаточно солидном уровне. К примеру, если в торговой сети аппарат стоит около $1 тыс., то при покупке такого же телефона непосредственно в моддинг-студии клиент выложит всего лишь $700-750.

Впрочем, какой бы канал сбыта продукции ни использовала компания, одним из главных факторов успеха в этом деле останется реклама. Кроме традиционных медианосителей (прессы, ТВ, радио и биллбордов), студии моддинга используют и нестандартные рекламные ходы. К примеру, компания «Ирбис» рекламировала свою продукцию на фестивале моды «Kiev Fashion-2005», снабдив своими телефонами дефилирующих моделей, а Crystal Touch старается доносить информацию о своем сервисе непосредственно целевой аудитории, размещая объявления в элитных новостройках.

Дальше — больше

Немногочисленные участники рынка солидарны в одном: как бизнес украинский моддинг еще не работает в полную силу. Рынок ненасыщен, а отечественный потребитель, особенно в регионах, все еще с осторожностью относится к подобной роскоши. Лучше всего инкрустированные телефоны «идут» в Донецке, Хмельницком, Львове и, конечно же, в столице. Впрочем, киевской публике тоже пока еще далеко до тех же московских потребителей.

«Интерес к мобильным телефонам, инкрустированным стразами, очень велик — люди спрашивают, рассматривают, однако покупать не спешат, ведь разница в цене между инкрустированным и обычным телефоном составляет около 2 тыс. грн.», — объясняет продавец-консультант магазина сети Unitrade.

И все же, по словам участников рынка, спрос на инкрустированные стразами телефоны заметно увеличивается: если еще полгода назад о них знали единицы, то сегодня потенциальных клиентов уже тысячи. «Дальнейшее развитие этого бизнеса будет зависеть от роста благополучия населения, — считает Александр Григоренко. — Однако если конкуренция станет расти, производители будут вынуждены снижать цены, и для многих из них бизнес может оказаться неинтересным, как сейчас становится неинтересен рынок мобильных телефонов — слишком неразумные наценки на нем установились».

Еще один аргумент в пользу недолговечности моддинга как бизнеса в его сегодняшнем виде — проходящая мода на камни Swarovski. «Рано или поздно увлечение стразами пройдет, — уверен Александр Харченко. — И если сейчас мы занимаемся инкрустацией телефонов камнями Swarovski, то со временем хотим перейти на отделку телефонов драгоценными металлами: золотом, серебром, платиной. Причем подобные телефоны будут стоить ненамного дороже, чем модели со стразами. Принцип бизнеса останется прежним: создание телефонов для среднего класса — тех потребителей, которые не могут купить себе супермодель, однако хотят выделяться из толпы. Что же касается развития сегмента инкрустированных стразами телефонов, то, на мой взгляд, к осени 2006 года этот рынок насытится настолько, что появятся компании, которые будут инкрустировать телефоны в «гаражных» условиях, производя изделия сомнительного качества и не предоставляя на них никаких гарантий».

«На рынке велик риск появления подделок, — подтверждает Александр Яременко. — Во-первых, у новых компаний может появиться соблазн использовать не оригинальные камни Swarovski, а во-вторых, клеить их не специальным клеем, а, к примеру, обычным «Моментом». Естественно, в этом случае стразы будут быстро отклеиваться, товар получится некачественным. Поэтому клиентам лучше обращаться в известные компании, уже зарекомендовавшие себя на рынке».

БЛЕСТЯЩИЙ РЕКОРД

В сентябре 2005 г . на московском автосалоне «БорисХоф» был представлен интересный проект — авто BMW Z-4 Cabrio, инкрустированное более чем полумиллионом оригинальных кристаллов компании Swarovski. Над созданием этого шедевра на протяжении двух с половиной месяцев трудились 50 дизайнеров российской компании «Владыка». И труд этот не пропал даром: автомобиль был продан за EUR125 тыс., а также занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая уникальная и грандиозная в мире инкрустация предмета кристаллами.

Киевская компания De luxe также планировала инкрустировать стразами автомобиль. Компания даже вела переговоры со своими партнерами о предоставлении BMW для этих целей, но те в итоге отказались от проекта, решив, что такой автомобиль в Украине вряд ли продастся.

 
Автор статьи: Ольга Бурьян