Утверждение: в интеренете можно найти любую информацию.

Опровержение: не все так оптимистично в российском Интернете.

Жизнеутверждающее следствие №1: но что-то найти все-таки можно.

Жизнеутверждающее следствие №2: в конце концов есть англоязычный Интернет.

Наверное, у каждого, кто в первый раз выходил в мировую Сеть, дух захватывало от обилия возможностей и самой разнообразной информации. Все было безумно интересно и хотелось бродить по просторам Интернета часами. Потом эффект новизны проходит и мы начинаем относиться к нему как к средству зарабатывания денег, поиска информации или способу связи. И вот уже это средство не кажется нам таким чудесным. Да, действительно, чаще там можно найти интересующую информацию, но для этого приходится часами перебирать разнообразные файлы, и в какой-то момент осознаешь, что в поисках не всегда критично важной информации тратится самый важный наш ресурс – время. Особенно дорог этот ресурс у высокооплачиваемых специалистов (поиск-то ведется в рабочее время) и у бизнесменов (пока вы теряете время на поиск – конкуренты наступают).

Целью настоящей статьи является предложение основных методик эффективного поиска, которые помогут сделать поиск нужной информации более эффективным.

Основные методики поиска можно условно разделить на:

· Поиск любого из слов. Когда ищется хотя бы одно из заданных в поисковой строке слов. По такому пути стоит идти в случае, если вы не уверены в правильном написании ключевого термина, например. В этом случае стоит задать все варианты написания.

· Все слова. Ищутся все слова в любом порядке.

· Точная фраза. Поиск точной фразы оптимален в случаях, когда нужно найти полный текст произведения или уточнить имя автора цитаты, фамилию которого вы забыли.

· И, наконец, самая эффективная методика – логический поиск, о котором преимущественно сейчас и пойдет речь.

Для начала отметим, что во всех поисковых системах существует набор символов, которые позволяют задавать особые условия поиска.

Большая часть поисковых систем поддерживает такие обозначения:

Фраза или словосочетание берется в кавычки («»), если необходимо найти документ с точно такой же последовательностью слов, например, «газета деловых людей».

Когда нужно найти любое из слов, используется оператор OR, например, Эксперт OR «Южная столица».

Если в тексте должны встречаться все указанные слова, поставьте между ними AND: «Южная столица» AND «газета деловых людей». Некоторые поисковые системы, например Rambler, используют этот оператор по умолчанию и автоматически ищут все введенные слова.

Если необходимо, чтобы слово в тексте присутствовало обязательно, поставьте перед ним знак (+). Например: +южная +столица. В этом случае поисковик покажет вам все документы, в которых присутствуют оба этих слова, хотя и не обязательно в нужной последовательности.

По аналогии, если поставить перед словом знак минус (-), то будут искаться все документы, в которых отмеченные слова отсутствуют. Например: Билл Клинтон -Моника. В этом случае результат поиска биографии экс-президента Америки не будет изобиловать пикантными подробностями его любовных отношений. В уже упомянутой системе Rambler плюсы и минусы для выделения слов не используются, придется ограничиться другими операторами.

Если вам необходимо искать заданные слова только в заголовках, воспользуйтесь оператором $title(искомое слово). Например, $title(«Южная столица»). Не все поисковые системы поддерживают такой оператор, но в ряде случаев это способно значительно облегчить вам работу.

Если вы хотите найти слово в любой грамматической форме, поставьте в поисковике Rambler перед нужным словом знак # (образец: #столица), а в англоязычном Altavista после искомого слова звездочку (образец: star*). В этом случае выдадут все встречающиеся грамматические формы: star, stars, столица, столицы, столице и т.д.

Очень удобен в Altavista специальный префикс url: он позволяет отбирать только те документы, в адресах которых встречается искомое слово. Пример: url:star

Незаменим для владельцев собственных сайтов префикс link: дающий перечень всех страниц, на которых есть ссылка на заданную. Например, если у вас есть сайт под названием www.best.ru, то введя в поисковике link:www.best.ru, вы получите полный перечень всех, кто на вас ссылается. По крайней мере, так обстоят дела на Altavista.

Удобным представляется для поиска и оператор NEAR, который по умолчанию ищет все в той же Altavista (и в ряде других систем) все введенные слова, которые в тексте между собой разделяет не более девяти других слов. Пример : government NEAR sensation.

И в заключение еще несколько советов, которые помогут сэкономить вам время при поиске в Интернете. Прежде всего существует так называемый «закон Зипфа», который опирается на утверждение, что слова с большим количеством букв встречаются в тексте реже коротких слов. А отсюда полезный для нас вывод – по возможности использовать в качестве ключевых самые длинные из возможных слов, описывающих искомую информацию. Незаменимы в этом смысле разнообразные профессиональные термины. Чем больше вы введете специфичных для искомого объекта ключевых слов, тем больше вероятность, что подходящий документ появится уже в начальных ссылках. Полученные ссылки всегда открывайте в новом окне (для этого щелкните правой кнопкой мыши и выберите соответствующий пункт). Не тратьте время на прокрутку текста документа ссылки: нажмите комбинацию <Ctrl>+F и введите искомое слово. Браузер автоматически перенесет вас к нужному месту в документе, где оно встречается.

И последнее, если поиск не дал желаемых результатов, не отчаивайтесь и воспользуйтесь другой поисковой системой. Часто одни и те же запросы в разных поисковых системах дают абсолютно разные результаты.

 
Автор статьи: Никитина Татьяна