Новый старый порядок для ККМ

Александр ТОЛОКОННИКОВ

С середины лета в столице вступил в силу новый порядок контроля за применением кассовых аппаратов, а также оприходованием денежных средств. Подробнее об этих изменениях читайте в нашей статье.

Управление столичной Федеральной налоговой службы выпустило письмо от 6 июня 2005 г. № 22-08/40069. Им инспекторы внесли изменения и дополнения в приказ УМНС по г. Москве от 29 июня 2004 г. № 189 «Об организации работы по контролю за применением контрольно-кассовой техники на территории г. Москвы».

Если сравнивать предыдущий порядок и новый, то кардинальной разницы не видно. При первом ознакомлении в глаза бросаются изменения, связанные с названием налоговой службы. Наконец-то инспекторы приводят в порядок свою внутреннюю документацию. Там, где раньше было УМНС по г. Москве, теперь УФНС. Конечно, это далеко не основное новшество порядка.

Что новенького

Для начала вкратце остановимся на календарном плане-графике проверок по применению кассовых аппаратов. Теперь его хранит лично руководитель (заместитель руководителя) инспекции. Раньше он мог быть также и у служащего, отвечающего за это направление. Можно лишь предполагать, из-за чего был ограничен этот круг лиц.

Что же касается количества проверок, то теперь их будут проводить по мере возможности. Это связано прежде всего с отсутствием необходимой поддержки со стороны правоохранительных структур и проведения других контрольных мероприятий. Но есть определенный минимум, проверок должно быть не менее 30 в месяц, в том числе в вечернее и ночное время (с 18.00 до 9.00). Их налоговые инспекторы должны проводить не менее пяти раз в месяц, а в выходные и праздничные дни – не менее трех. Как видите, вероятность того, что проверять придут ваше предприятие, из этих цифр существует, но не такая уж и большая.

Что касается контроля за полнотой оприходования денежных средств, то инспекторы могут проводить проверку как в целом по фирме, так и проверить документацию только по определенной контрольно-кассовой машине. Причем охватить проверкой они могут любой период деятельности компании, но не более чем за три года до начала контрольных мероприятий. Этих положений в старом порядке не было.

За все нужно отвечать

Затронули столичные налоговые инспекторы и один из самых злободневных вопросов – об ответственности за неприменение кассовых аппаратов. Напомним, что санкции за неприменение ККМ установлены законодателями в статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Оштрафовать по ней могут как организацию, так и ее должностное лицо, то есть сотрудника, ответственного за кассовую машину (например, кассира-продавца или бухгалтера-кассира). При этом разница суммы штрафа довольно ощутима: штраф для компании составляет от 30 до 40 тысяч рублей, а для кассира – от 3 до 4 тысяч. При этом санкцию инспекторы могут наложить одновременно и на тех, и на других. Это следует из пункта 3 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях. Но чаще всего за нарушение контролеры выписывают штраф именно на предприятие. Оно и понятно: сумма-то больше в десять раз!

Обратите внимание, избежать штрафа по статье 14.5 кодекса может любая фирма. Для этого необходимо подготовить должностные инструкции на кассиров, а также расписку о том, что сотрудник с ней ознакомлен и прочитал правила эксплуатации кассового аппарата. Естественно, это надо сделать до того, как сотрудник приступил к выполнению своих обязанностей. Если же вы опоздали, оформите бумаги задним числом, пообещав работнику оплатить штраф за него. В любом случае для фирмы это гораздо выгоднее.

Если такие документы есть, компания может подать в арбитражный суд иск о признании штрафа незаконным. В суде представители организации могут доказать, что руководство приняло все меры, чтобы не допустить нарушений. Кассовый аппарат был зарегистрирован в инспекции, исправен, а главное – сотрудника ознакомили с правилами его эксплуатации и обязали своевременно пробивать и выдавать кассовые чеки покупателям. Поэтому виноват в нарушении работник, а не организация.

Судьи могут поддержать позицию фирмы и отменить назначенные штрафы. Из пункта 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях следует, что организацию нельзя штрафовать, если она приняла все меры, чтобы не допустить нарушения. С одной стороны, такую позицию подкрепляет и определение Конституционного Суда от 14 декабря 2000 г. № 244-О: штраф за неприменение кассовой машины можно взыскать, если «доказаны не только сам факт совершения правонарушения, но и вина предприятия».

С другой же стороны, есть постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 3 августа 2004 г. № 6902/04, в котором судьи ВАСа не согласились со своими «конституционными» коллегами. Они сделали вывод, что нельзя освобождать фирму от штрафа из-за того, что ее сотрудник не выполнил своих обязанностей. Если продавец не выдаст покупателю чек, фирму оштрафуют в любом случае. И не будет иметь значения, объяснило руководство кассиру правила работы с ККМ или нет.

«Под белые ручки»

Несколько слов необходимо сказать о протоколе об административном правонарушении. Теперь, если во время проверки на предприятии не оказалось законного представителя или индивидуального предпринимателя, инспектор не может составить протокол на месте, а приглашает того в инспекцию. Если же руководство отказывается приходить, то его туда должны доставить.

Предположим, не захочет законный представитель идти «в гости» к проверяющим. Чтобы его доставить, инспекторам необходимо направить в ОВД запрос, потому что сами они не имеют права это делать. Привод к инспектору скорее всего не произойдет сразу, но если представитель компании будет игнорировать просьбы налоговой, а штраф составляет немаленькую сумму, то принудительного прихода в инспекцию не избежать. К тому же показательные процедуры чиновники устраивать любят, чтобы другим неповадно было. Так что решайте сами, как вам поступать.

Справочно

Как налоговая инспекция может доказать вину продавца за нарушение правил пользования ККТ
Инспектор устанавливает вину продавца в момент проведения проверки. Во-первых, он делает покупку или на основе визуального наблюдения устанавливает, пробивает продавец чек или нет. Если кассир этого не делает, то инспектор представляется, предъявляет удостоверение и поручение на проверку. Затем ревизоры составляют акт проверки, протокол об административном правонарушении и акт по форме № КМ-9. К тому же в обязательном порядке по всем нарушениям они обязаны получить объяснение. А право продавца или кассира – давать его или отказаться